Велосипедная свобода

Velib

Побывав во Франции, я не могу не рассказать о прокате велосипедов, охватывающей пока лишь Париж, но с этого года активно распространяющуюся на другие города Франции.

С личными автомобилями в Париже плохо. И это понятно: город старый, большинство дорог – не больше двух полос, добрая половина из них – односторонние. Места для парковки мало, а пешеходов много. Пробки стали явлением постоянным. И не только пробки, вот так парижане паркуются на улицах

Парижская парковка
Парковка по-парижски

Таких фотографий я снял с десяток в первый же день. Оказалось, что в кадрах парковки с расталкиванием соседних автомобилей во французских комедиях нет никакого преувеличения. Место в подземном паркинге стоит дорого, от 20 евро за 12 часов или за ночь.

Со временем городские власти пришли к справедливому выводу: город создан для людей, а не для машин. Были созданы велосипедные дорожки, в том числе за счёт пространства для автомобилей. Выделены специальные полосы для общественного транспорта, как правило, на них можно ездить и велосипедистам.

Полоса для автобусов, совмещенная с велодорожкой
Полоса для автобусов, совмещенная с велодорожкой

Но свой велосипед не всегда удобен. Его трудно возить в общественном транспорте, его нужно защищать от воров, пристёгивая к ограде и фонарям. В конце концов, его невозможно хранить в крохотных парижских квартирках.

Летом 2007 года по инициативе мэра, члена Социалистической партии Франции Бертрана Деланоэ, мэрия Парижа запустила систему проката велосипедов V?lib’ (от v?lo + libert?, велосипед + свобода). Европейское рекламное агентство JCDecaux развернуло в городе сеть автоматических станций проката велосипедов. К настоящему времени их уже 1450, а самих велосипедов уже более 20 000.

Velib. Станция проката велосипедов
Velib. Станция проката велосипедов

Станции расположены примерно каждые 300-500 метров. Дойти от станции к любой точке города не составляет проблемы.

Velib. Расположение станций в центре Парижа
Velib. Расположение станций в центре Парижа

Самое интересное в этой системе то, что возвращать велосипед можно не нам же, где он взят, а на любой станции Velib. Это означает, что велосипед не надо затаскивать на рабочее место или пристёгивать к забору, можно просто вернуть его в стойку ближайшего пункта проката.

Пользоваться Velib очень просто.

Как пользоваться Velib (англ)

Парижанину лучше приобрести карточку постоянного пользователя с фотографией. Приехавшему ненадолго можно воспользоваться однодневной (1 ?) или недельной (5 ?) регистрацией. Для регистрации нужна кредитная карта с остатком не менее 150 ?, эта сумма будет заблокирована на счёте и списана, если велосипед не будет возвращён. Пользование велосипедом бесплатное в первые полчаса поездки, 1 евро за час, потом она резко возрастает.

Время 30 мин 1 ч 1 ч 30 мин 2 ч 5 ч 10 ч 20 ч
Оплата Бесплатно 1 ? 3 ? 7 ? 31 ? 71 ? 151 ?

Сделано это для того, чтобы люди быстро возвращали велосипеды, и их хватало на всех желающих. Однако если в нужное место за полчаса доехать не получилось, а денег платит не хочется, можно вернуть велосипед на станцию, и через 5 минут взять его снова.

Зарегистрироваться на 1 день или неделю можно на любом пункте Velib. При регистрации нужно вставить в автомат кредитную карту и получить билет с кодом. Для того, чтобы взять велосипед, нужно выбрать велосипед запомнив номер его стойки. Затем подойти к автомату, ввести код и номер стойки. Велосипед разблокируется и его можно забрать. Вернуть велосипед можно просто пристыковав его к свободной стойке.

Велосипеды в системе Velib прочные и тяжёлые, 22.5 кг, имеют три скорости в большом диапазоне передаточных соотношений. Их хватит чтобы въехать на горку или холм или мчаться на скорости по ровной и свободной от машин дорожке. Есть корзина на руле, передний и задний фонари, звуковой сигнал – всё, что нужно для комфортной езды по городу.

Велосипед Velib

Велосипеды регулярно осматриваются и ремонтируются. Более того, если они кончаются в одном районе, их завозят из других, тех, где их скопилось слишком много.

Надо сказать, что велосипедам в париже помогают климат и чистота. Даже в январе там не бывает снега, а от дождя по дорогам не разливается морей полужидкой грязи. Даже в самый сильный ливень брюки велосипедистов остаются чистыми, густо перемазанные от пят до ушей русские велосипедисты, которым не посчастливилось попасть в дождь без штормового комплекта, оценят это.

Как результат, системой проката Velib пользуются все, от школьников до пенсионеров, от клерков и студентов до банкиров и профессоров. Есть, конечно, и скудоумные недалёкие субъекты, которые говорят: “Нормальные люди на велосипедах не ездят”. Преподаватели Сорбонны
к “нормальным” не причисляются. Эти люди также не ездят в метро, не появляются в некоторых районах, не общаются с целым рядом людей, и накладывают на себя массу других ограничений, а потому много времени проводят в автомобильных пробках, где ругают велодорожки, автобусные полосы и мэра-социалиста впридачу (а заодно Париж, Европу и весь мир). Им невдомёк, что они ещё как-то могут проехать по городу именно потому, что большинство потенциальных автомобилистов ездит на автобусах и велосипедах, то есть благодаря тем же велодорожкам и автобусным полосам.

Система Velib полюбилась всем (кроме упомянутых странных субъектов) показала себя настолько хорошо, что сейчас она устанавливается в пригородах Парижа.

P.S. По теме статьи появилась новая информация

4 comments On Велосипедная свобода

  • Pingback: Некто Лукас » Archive » Прокат велосипедов в Париже Velib. Дополнение ()

  • Да, уж лучше бы люди, которые любят ездить на автомобиле по Парижу направили свою энергию в другое русло: например, сняли видео-инструкцию, как пользоваться парковочными аппаратами в Париже ))))
    ————-
    Интересно, как должен выглядеть город, который предназначен, не скажем, для машин, скажем – для людей на машинах? Когда рассеиваются самые фантастические и смелые предположения, наиболее очевидным представляется решение, когда пешеходы, велосипедисты и какое-нибудь монорельсовое экологическое метро передвигаются по поверхности, а метро, автомобили и, даже, автобусы – под землей с возможностью выхода на поверхность только для людей. Но вот сообщение между городами я бы позволила на автомобилях по земле, ведь так красиво ехать по трассе на скорости и видеть сену природы, погоды, ландшафта!

  • интересно было почитать

  • Pingback: Некто Лукас » Archive » Хронопские велорадости ()

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены