Грета

Печатная машинка Groma Kolibri

Печатная машинка. Немка. Зовут Грета, Groma Kolibri. Несмотря на почтенный возраст, под 60 лет, она сохранила хорошую форму, тонкая и изящная, выглядит и работает как новая.

Печатная машинка Groma Kolibri

Печатная машинка Groma Kolibri

Грета досталась мне с паспортом. Да – с настоящим паспортом, инструкцией и чеком из ГУМ’а, в элегантном бежевом кейсе с застежкой-молнией. Единственное, что я сделал – почистил литеры, не пожалел для этого свою зубную щетку (и полбутылки водки).

Печатная машинка Groma Kolibri

Печатная машинка Groma Kolibri

Печатная машинка Groma Kolibri

Печатная машинка Groma Kolibri

Чек из ГУМа

В мире печатных машинок Грета – настоящий компактный ноутбук. В отличие от многих других гиппопотамов, её легко носить с собой. Я купил эту машинку у странного человека. Мы встретились в питерском дворике, я приоткрыл кейс, взглянул внутрь и сразу отдал деньги. При встрече владелец запросил в два раза больше, чем мы договаривались по телефону, но я без разговоров отдал деньги и быстро ушел, выбирая неприметные подворотни – мне казалось, что бывший хозяин передумает. Успокоился я только когда зашел в метро. Сел, раскрыл кейс, заправил оборотной стороной счет по квартплате и напечатал двумя пальцами полстраницы. Машинка работала исправно и точно. Когда я поднял голову, другие пассажиры стояли вокруг меня полукругом и молча наблюдали.

В истории литературы было три больших периода. Во времена пера и чернил, писатель мог работать над текстом, возвращаться к написанному ранее, исправлять, дополнять, вычеркивать. Текст перерабатывали и «вылизывали», иногда по много раз. Черновики больших писателей – тому подтверждение.

В XX веке распространились печатные машинки. Писатели, особенно те, кто приходили в литературу из журналистики, восприняли её как руководство к действию. Теперь книги составляли набело из заметок в блокнотах. В лучшем случае, текст перепечатывали по карандашным пометкам в черновой рукописи. Это изменило стиль. Ушли словесные изыски, диалоги сжались до коротких фраз. Стали неуместными длинные рассуждения от имени автора. Осталось только действие. Зато в повествовании ярче стал проступать живой ритм: написанное на одном дыхании на одном дыхании и воспринимается. Темп чтения минимально отредактированного текста совпадает с темпом мышления автора – никаких потерь на пути от идеи к тексту:

Во второй половине дня я тщательно затачивал несколько карандашей и записывал начало следующей главы. Сперва это был десяток строчек, потом страница, потом две, а то и три. В конце концов я дошёл до того, что писал своим мелким, почти неразборчивым почерком главу целиком, на следующее утро находил её на столе и отпечатывал на машинке. Часто я даже не заглядывал в то, что было написано накануне. Пишущая машинка не допускает украшательств и того, что иные именуют «хорошим стилем». Когда работаешь на ней, назад не возвращаешься. Хочешь или нет, а подчиняешься её ритму. Но однажды я заметил, что у меня наметилась склонность к «литературности». Это послужило концом карандашных черновиков и вечерних сеансов.

Жорж Сименон. Вынужденные каникулы

Потом появился компьютер, который вернул писателям возможность работать над текстом, хоть и оставил клавиши. Каждый сам решил, как распорядиться этой возможностью. Не все сделали это удачно. У многих авторов ушла свежесть, спонтанность. Появились вымученные, замыленные тексты, жизнь из которых вымарана многочисленными правками. Если, конечно, жизнь в них была изначально.

Так или иначе, инструмент, с помощью которого был создан текст, проявляется в самом тексте. Мне нравятся книги, напечатанные на машинке. Они дышат. Несовершенство роднит их с дружеским разговором, который скрашивают красноречивые оговорки, каламбуры, и даже ругательства. Печатная машинка стала для меня символом живых текстов. Кроме того, при всеобщем распространении цифровых технологий, у машинки появилось свое очарование. Если лет 20-30 назад машинописный текст был безликим, то теперь, когда машинки заброшены, он стал чем-то вроде каллиграфии.

Октавио Пас. Улица

Так что с недавнего времени Грета прочно обосновалась на моем письменном столе. Она красивая, и очень мне нравится. У нее свой характер, с которым приходится считаться, но, не смотря на это, мы подружились, и она меня слушается. Грета напоминает мне о жизни. О времени. О том, что надо спешить, чтобы успеть. О тех, кто писал 20 страниц в день, и писал хорошо. Напоминает о том, что нет объективных критериев и совершенных судей, а потому если кому-то не нравится то, что я пишу, мне остается только пожать плечами. Ведь написанное не исправить.

Печатная машинка Groma Kolibri

6 comments On Грета

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены