Бергман как психотерапия

Кадр из фильма Бергмана "Седьмая печать"
Кадр из фильма Ингмара Бергмана “Седьмая печать”

К столетию Ингмара Бергмана написал про четыре его фильма для журнала “Союз”. “Седьмая печать”, “Стыд”, “Персона” и “Причастие” в контексте четырёх экзистенциальных данностей: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность. Абстрактные вроде бы вещи, интересные, скорее философам, чем обычным людям, выливаются во вполне ощутимую тревогу. Чтобы справиться с этой тревогой люди пьют, впадают в депрессии, и рискованно водят автомобили. Чтобы отгородиться от неё принимают наркотики и меняют любовников чаще, чем ходят к парикмахеру. Бергман как психотерапия.

Забавно, насколько табуирована в СМИ тема смерти. То есть, газеты и журналы любят писать про смерть, но чужую. Смерть же в контексте читателя редакция переделала в “конечность бытия”. Но как есть.

Человеческая жизнь конечна, и пока никто из ученых не изобрел средство для бессмертия. Осознание конца – сильнейший источник тревоги, но в тоже время и мотивация к полноценной жизни. В одном из интервью Ингмар Бергман говорил, что снял фильм «Седьмая печать» (1957), чтобы справиться с собственным страхом смерти. В фильме рыцарь Антониус Блок с оруженосцем Йонсом возвращаются из десятилетнего крестового похода. По пути они встречают Смерть, и та предлагает рыцарю партию в шахматы. Если выиграет Смерть, она заберет рыцаря и всех рядом с ним, если проиграет – оставит его жить. Антониус и Йонс идут по стране, и Смерть идет за ними по пятам. Вокруг них чума, вражда и насилие. Они постоянно возвращаются к недоигранной партии. В итоге выигрывает Смерть, но Блок обманом отвлекает ее, чтобы спасти семью бродячих актеров с маленьким ребенком. В финале рыцарь со спутниками добираются до родных краев, и Блок встречается с женой. Наутро их всех забирает Смерть.

https://www.soyuz.ru/articles/1386

Фильмы захватывающие, все четыре. Если кто скажет, что кино Бергмана смотрит не больше десятка чудаковатых интеллектуалов, будет не прав: в своё время из-за доходов от международного проката режиссёр попадал в тюрьму, а последний его большой фильм “Фанни и Александр” показывают в Швеции на каждое Рождество. Поинтереснее “С лёгким паром” будет.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены