Офисные пролетарии

klerk
Фотография отсюда

Как-то мне в руки попал сборник эссе французского писателя Мишеля Уэльбека. Пишет он зло и сухо, и его слова глубоко западают. К одной из заметок я возвращаюсь в мыслях чаще всего, каждый раз, когда говорят о внедрении всеохватной и глобальной ERP-системы.

К концу второй мировой войны в связи с отработкой траекторий полётов тактических и стратегических ракет, а также с опытами по расщеплению атомного ядра возникла настоятельная необходимость в высокоточных математических расчётах. И вот, отчасти благодаря теоретическим трудам Джона фон Неймана, на свет появились первые компьютеры.
В то время стандартизация и рационализация труда уже прочно закрепились в промышленности, но ещё не успели добраться до офисов и контор. Когда же были установлены первые компьютеры для обработки документов, всякой свободе и гибкости в управленческой деятельности пришёл конец: для класса служащих это обернулось внезапной и жесткой пролетаризацией.


Появление в начале 80-х годов персонального компьютера можно рассматривать как историческую случайность; поскольку оно не было вызвано никакой экономической необходимостью, его можно объяснить разве что успехами микроэлектроники (не очень соглашусь, даже если первые компьютеры паялись в гараже, идея была коммерчески востребована, иначе как объяснить почти одновременное появление нескольких моделей персоналок – Н.Л.). У клерков и управленцев среднего звена неожиданно появилось мощное и простое в обращении устройство, которое помогло им снова – пусть не формально, но на деле – взять основной объём работы под свой контроль. Несколько лет шла необъявленная война между руководителями фирм и «базовыми» пользователями, за которыми иногда стояли группы программистов – убеждённых сторонников персонального компьютера (абсолютно верно, программисты, долгое время бывшие жрецами ящика с экраном, удерживали независимость пользователей в сетях – Н.Л.). Наконец, приняв во внимание слабую эффективность и дороговизну больших машин и, с другой стороны, понимая, что массовое производство персональных компьютеров наполнит офисы надёжной и дешёвой оргтехникой, руководители всё же сделали выбор в пользу «персоналок».

В 90-е годы появление оптико-волоконной связи, новые промышленные стандарты в информатике сделали возможным создание компьютерных сетей сначала внутри фирм, а потом между фирмами. Превратившись в простую рабочую единицу в системе надёжной связи между клиентами и сервером, персональный компьютер утратил власть над бюрократическими процедурами. Они вновь были подчинены централизованной системе обработки данных – мобильной, широкоохватной, высокоэффективной.

Мишель Уэльбек. Краткая история информатизации

В целом всё это верно. С внедрением больших информационных систем офисный труд в абсурде рутины догнал тейлоризм. Он расчленён на операции, прохронометрирован и занормирован. Однако мне представляется, что определяющую роль в характере конторской работы сыграли не компьютеры. Наоборот, направление развития компьютерных технологий определялось тенденциями времени. В 1990-е – 2000-е пролетаризация пришла не только в конторы, она коснулась всех.

В разговорах работники офисов часто противопоставляют себя рабочим. Обычно в подтверждение этого приводится три аргумента: они управляют, а не делают всё сами, их труд творческий, и он умственный, а не физический.

Ложность первого тезиса очевидна: любой, даже самый высокий управленец подневолен. Участник иерархии так или иначе подчиняется её законам, нонконформистов иерархия отторгает. По поводу противопоставления умственного труда физическому добавить нечего: оно справедливо. Следует только иметь в виду, что многие производственные процессы, например, металлообработка, наряду с работой руками, требуют недюжинного интеллекта. А вот тезис о творческом характере труда клерка очень спорен. Современные централизованные информационные системы класса ERP жёстко определяют все рабочие процессы и практически не оставляют работнику свободы действий. Работа клерка в информационной системе фактически стала аналогичной работе сборщика автомобилей на конвейере. Да и без информационной системы все офисные процессы стандартизированы, формализованы, прописаны в инструкциях, регламентах и методиках. Таковы современные тенденции науки управления, по крайней мере, так её видят консультанты, а значит, высокие руководители. Офисный работник пролетаризируется, и его принципиальные отличия от рабочего стираются.

Сегодня клерк, относящий себя к «среднему классу» относится к нему лишь благодаря конъюнктуре. Принципиально он такой же наёмный работник, как грузчик или слесарь. Клерк находится под руководством других клерков, рангом выше, иногда одновременно руководит другими, более мелкими клерками. Так же, как обычный рабочий, он не играет никакой роли в управлении. По мере распространения современной организации конторы офисный труд будет дешеветь, поэтому и материальная составляющая превосходства клерков иллюзорна. Но самое интересное начнётся, когда огромная армия клерков понемногу начнёт всё это осознавать.

2 comments On Офисные пролетарии

  • В Канаде например (а уверен, что и всех Зап.странах) труд рядового офисного клерка (напр.банковского служащего, рядового экономиста не говоря уже о сэйлз менеджерах и пр.) оплачивается ровно так же как труд например, рядового электрика. А чаще даже и ниже.

  • Pingback: Человек за ксероксом — Некто Лукас ()

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены