Не наше кино

Перестроечное кино. Кадр из фильма Интердевочка
Кадр из фильма “Интердевочка”

Во время и сразу после перестройки наш кинематограф выдал невероятное количество ужасного кино. Здесь есть неполный список перестроечных фильмов с аннотациями, который, возможно, положит начало исследованию массового маразма, поразившего киноиндустрию времён конца 80-х – начала 90-х.

Фильмы периода 1985 – 1995 я отличаю с первых секунд по атмосфере упадка, истеричным крикам, ругани и неповторимо отвратительному качеству выцветшей плёнки. Страдая стойкой индивидуальной непереносимостью этого кино (симптомы ярко выражены: испорченное настроение, раздражительность и непреодолимое желание покинуть зону действия поражающего фактора), я избегаю его как аллергик котов. И, может быть, зря, потому что эти фильмы представляют определённый научный интерес. Науке пока не известно, какие тёмные стороны русской души заставляли людей снимать, и, главное, смотреть их. Впрочем, возможно, всё просто. Вот цитата из комментариев к упомянутой заметке.

такое обилие треша объясняется просто – в начале 90-х, когда разрешили заниматься бизнесом, система налогообложения была такова, что деньги, потраченные на кино, не облагались налогом (каким именно, сейчас сказать затрудняюсь, но это проходило как спонсорская поддержка культуры). поэтому не удивлюсь, если по документам на съемку фильма “экстрасенс” было потрачено в 10 раз больше, чем в реальности.

Получается, что как обычно – бюджетные деньги делили? Банально как-то… А вот пара аннотаций из заметки.

Великое замыкание или Детонатор (Александр Клименко, 1995)
На землю из космоса падает странный предмет. Его падение сопровождается сильным взрывом, который порождает на Земле хаос. В дело вмешивается сотрудник КГБ Рэм Безымянный, обладатель совершенной телесной и универсальной психической природы, который трансплантируется прибором внеземного происхождения в самые невероятные места пространства и времени. Поскитавшись по мирам, супергерой благополучно возвращается на родину в 90-е годы.

Я знаю, что за странный предмет упал из космоса. Это режиссёр Клименко.

Лихая парочка (Аркадий Сиренко, 1993)
Американская переводчица русского происхождения, переодетая в полицейскую форму, познакомилась в Шереметьево с другой девушкой тоже русского происхождения, прошедшей огонь, воду и медные трубы, так как продали ее несколько лет назад в Америку. В аэропорту первую принимают за настоящую полицейскую, приехавшую для обмена опытом. Бывалая же девчонка, ставшая фотомоделью и приехавшая получать за моральный ущерб, подбивает новоиспеченную подругу не раскрываться, чтобы та собрала ценный материал для статьи, а на самом деле, чтобы использовать форму новой подруги и ее дружбу с нашими органами…

Кто собирает материал? Кто полицейский? Что получается от ущерба? Какие органы? Я ничего не понял. А вы?

2 comments On Не наше кино

  • Думаю, что дело тут не только в деньгах… Кроме денег было еще и опьянение свободой близкое к наркотическому…

    Меня более всего поражают сегодняшние тенденции в российском кинематографе… Вот, например, текст о ремейке Фадеевской “Молодой гвардии”:
    http://www.ogoniok.com/5049/31/

  • Про опьянение напомнило старинную байку про “творческого человека”, изрядно закладывавшего за воротник. В пьяном виде он выдавал гениальности на гора, но ничего не помнил наутро. И вот, однажды ему удалось записать гениальнейшую мысль. Утром он обнаружил рядом с собой нацарапанную кривым почерком фразу: “Банан большой, а шкурка всё равно больше”.

    Свободу перестроечные киношники поняли как свободу от вкуса и свободу от культуры. Любое произведение воспринимается в контексте культуры. Перестроечная братия объявила себя вне культуры, попробовала перечеркнуть её и в пылу действа улетела в космос без скафандра. Хорошее кино снималось до перестройки, немножко во время. Взять хотя бы данелиевскую “Кин-дза-дзу”. Очень вольный фильм (про рыночные отношения, кстати), и он останется в истории. Потом данелиевский же “Паспорт” – совершенно в советском духе снятый фильм, он опирается на контекст, на опыт. Эти фильмы будут помнить. А перестроечные фильмы останутся только в диссертациях.

    Почему Бондарчук снимал хорошее кино, тот же Данелия, Тарковский, а этим людям кто-то мешал. Плохому танцору всегда пол кривой, но если даже его выровнять, танец не удаётся.

    Кстати, эпоха перестроечного кино ещё не закончена. Например, не так давно вышел гусмановский “Парк советского периода”. Типичный перестроечный фильм. Преподаватели ВГИКа рассказывают, что их студенты в-основном – золотая молодёжь, которая не только на курсах снимать не хочет, она ещё и не воспитана, не начитана. Тот же космос, отрыв от человеческой культуры, значит и фильмы есть и будут оторванные от контекста, снова перестроечные.

    В итоге, новое кино творческих задач перед собой не ставит, значит и не решает. Нового ничего не предлагает. В нём только упадничество, никакого развития. А продвигать бардак – общую идею перестроечного кино – не надо. Он сам растёт, вместе с энтропией.

    Всё не так плохо, потому что у нас снимается много хорошего кино. Просто мы его не видим. По телевизору его не показывают (“не наш формат”), в кинотеатрах не крутят. Увидеть его можно только на закрытых показах, на малоизвестных фестивалях и с дисков, распространяемых “среди своих”. С телевидением ситуация опять же определяется финансами. “Форматные” программы снимают дочерние общества самих каналов, чужое кино канал никогда не купит. Так бюджет осваивать легче.

    Кстати, отклоняясь от темы. Посмотрел “Индиану Джонса” – настоятельно рекомендую. Несмотря на некоторые штампы (типа “Калинки” вприсядку), до слёз смешной фильм. Я местами с кресла падал.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены