Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность

Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность

Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность. – СПб:Лимбус Пресс, 2008.- 128 с.

Фотограф компонует кадр почти одновременно с нажатием на спусковую кнопку… Забавно обнаружить позже, прочерчивая на снимке пропорциональные схемы и прочие фигуры, что, нажимая на нопку затвора, ты инстинктивно зафиксировал геометрическое решение, без которого снимок остался бы аморфным и безжизненным. Конечно, фотографу необходимо постоянно заботиться о композиции, однако в момент съемки она улавливается не иначе как интуитивно, так как ты захвачен ускользающим мгновением или сдвигами соотношений… Все совершается внутри. Но вот снимок сделан, изображение проявлено и зафиксировано, после этого можно подвергать его любому геометрическому анализу, выводить всевозможные схемы, и это лишь повод к размышлению. Надеюсь, что мы не доживем до того дня, когда торговцы будут предлагать готовые схемы, выгравированные на матовых стеклах видоискателя!

1952
Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность

Уже сейчас понятно, что книга разойдётся большим тиражом. Легендарный фотограф стал эталоном в репортаже, но очень мало написал о себе и о том, как он снимает. С одной стороны, к началу его фотографической карьеры у него было классическое художественное образование, с другой, некоторые из кадров, отснятых им в первые недели владения “Лейкой”, вошли в альбомы его лучших снимков. Фотолюбители всего мира заучивают наизусть его записи, пытаясь найти в них рецепт успеха, критики пишут диссертации о приемах композиции и выборе ракурсов, но во всем этом, на мой взгляд, не замечают главного – любви к тем, на кого он направляет объектив. Этой любви недостает современным фотографам, видящим в окружающих лишь материал для репортажа, людям, которым циничная ирония заменяет любовь и сострадание. Для того, чтобы увидеть это, достаточно поставить рядом карточки Картье-Брессона и многократного лауреата многочисленных конкурсов Сергея Максимишина. Картье-Брессон был великим гуманистом, в этом секрет его фотографий, и все остальное уже не так важно. У него не найти примеров использования хитроумных приемов, так часто описываемых в современных учебниках фотографии: острые ракурсы, заводные ритмы, многозначные ассоциации или ироничные наложения. Он не уделял большого внимания техническому качеству своих фотографий, хотя интуитивно точно выстраивал кадр. Все просто, аскетично, зачастую нерезко, но безошибочно. Используя сравнение Хулио Кортасара, если другие фотографы выигрывают по очкам, Картье-Брессон сражает нокаутом.

А книга… книга о жизни, о друзьях, о любви к людям и к своему делу – о том, что перекрывает технику и мастерство, единственном значимом для любого фотографа и человека.

В мире. разрываемом стремлением к наживе, в мире, который захватили разрушительные сирены высоких технологий и жадная до энергии глобализация – этот новый вид рабства, – за всем этим существует Дружба, существует Любовь.

15.5.98
Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность

Картье-Брессон автограф

2 comments On Анри Картье-Брессон. Воображаемая реальность

  • Лукас, позвольте мне использовать изображение
    этой фразы.
    я тоже фотографировала её..
    но у меня не получилось так хорошо ))

  • Можно. Я думаю, издатель тоже будет не против 🙂

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены