Гоголь был ранним современником Флобера и на поколение опередил Мопассана. Все они писали об одном и том же – о скуке, бедности, несвободе. О вопиющей разнице между реальным обыденным и книжным возвышенном, которая становилась всё больше с прорастанием капитализма в жизнь. И в литературоведение они попали под схожими названиями: последователи Гоголя произвели на свет натуральную школу, французы – натурализм.
Но странно: в мире Гоголя недолюбливают даже поклонники русской литературы. В противовес Толстому и Достоевскому. Удивительно, почему? Гоголь пишет тоньше Толстого (каламбур случайный, не буду переделывать) и целостнее Достоевского. Не претендуя на знание литературоведческих теорий предположу, что Гоголь пришелся не ко времени, и этого ему не могут простить до сих пор. Классифицировать его трудно. Он абсурднее Кафки, экзистенциальнее Сартра. Мастер беллетристики – его истории захватывают и пробирают, а триллер “Вий” явно сильнее стокеровского “Дракулы”. Талантливый фантаст: “Портрет” оригинальнее уайлдовского “Портрета Дориана Грея”. Если отбросить стереотип, связанный со временем жизни Гоголя, его вполне можно причислить к постмодернистам. Трудно положить его в коробочку, невозможно один раз и навсегда подписать.