“Барбудос” – бородатые.
В мире скоблёных подбородков нам, бородачам, надо быть теоретически подкованными. Изучив историю растительности на лице, я сделал вывод, что о месте бороды в истории и ценностях человечества можно написать диссертацию. Да что там, организовать целую научную школу. Бороде как символу всегда придавали огромное значение, история от античности и до наших дней разворачивалась не вокруг экономики, как говорил Маркс, а вокруг бороды. О брадобритии выносили постановления вселенские соборы, за ношение бород брали налоги. Были времена, когда для мужчины расхаживать с бородой было – как прийти на заседание кабинета министров с повязкой НБП на рукаве, за неё могли и казнить. В иное время похожий эффект вызывало появление без бороды. Я обязательно напишу трактат о бороде, а пока интересная цитата.
Бог Всеблагий, в Троице поемый, Отец и Сын и Святый Дух мудростию Своею несказанною сотвори мир и созда человека по Образу Свому и по подобию, украсив его всякою внешнею добротою, еще же внутреннею, разумом, глаголю, и словом, паче прочих животных. Мужа и жену сотвори, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику – браду израсти, жене же яко несовершенной, но подначальной, онаго благолепия не даде, яко да будет подчинена, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна и всегда покорна.
О велие зло! Человецы, создании по Образу Божию, измениша доброту здания его, и зрак свой мужеский обругаша, уподобляющееся женам блудовидным, ради угождения сквернаго, или паче рещи – подобящеся безсловесным неким, яко скотом или псом и подобным им: тии бо усы простерты имут, брад же не имут. Тако и человецы малоумнии, или паче свойственнее рещи, безумнии, изменивше образ мужа богозданный, бывающе псообразни, усы простирающе.
Патриарх Адриан (1936-1700). Десятый (и последний в досинодальный период) Патриарх Московский и всея Руси (1690-1700)
9 comments On Барбудос
Цитата прекрасна 🙂
Я, честно сказать, до сих пор не могу понять зачем Петр принуждал брить бороды… То есть в отношении солдат это понятно. Беглецов легче ловить. Чем ему боярские-то бороды не угодили?…
Тест на лояльность. Сейчас в теннис играют, на горные лыжи встают. Попробуй, работая в крупной конторе, не прийти на “добровольный” корпоратив – не оценят. Собаки, признавая доминирование сильного кобеля, ложатся на спину и лапу задирают, а тогда в знак приверженности новой власти бороды брили.
А меня возмущает эта цитата в своем отношении к женщинам! И противопоставить-то нечего – вряд ли любое высокое положение женщины в иерархии (а церковь – это тоже иерархия и не очень-то терпимая) сможет сравнится с авторитетом патриарха… И это тоже не честно. Как будто от положения человека зависит степень его ума. Кстати, такой высокий чин и тем более в России не может быть отделен от политики – попробуй сопоставить время этого высказывания с царящим тогда отношением к бородам?
Забавна сама мысль, что какой-то физческий признак: волосы на лице, можно выдать за превосходство мужчин. Вот если бы у мужчин ничего не росло от природы на лице, а они бы сами выращвали что захотели и где захотели бы, а у женщин это бы никак не получалось… А так, простите, но похоже на хвастовство павлина свои хвостом.
И, кстати, о корпоративной лояльности: есть хоть один верующий в иерархии церкви БЕЗ бороды? И может ли человек, по мнению церкви, верить в Бога и бриться “одновременно”??? И чем отличается верующий, но “бреющийся” человек от хорошего работника, но пропускающего корпоративные пьянки?
Честно говоря, я не думал об этом, да и цитата не о об отношении к женщинам. Извини, что не пояснил сразу, не хотел обидеть. Тем более, что в том, что я здесь привёл эту цитату есть известная доля юмора. Но только доля.
Русские мужчины, современники Адриана, были по большей части бородатыми. Однако в Европе вовсю царствовало барокко, и мода на бороду ушла, как и мода на мужественность вообще. Вместо неё пришла мода на женоподобие мужчин. Европейские мужчины того времени пудрились и носили парики. Бешеным успехом пользовались певцы-кастраты, апофеозом чего стало назначение министром знаменитейшего из них, Фаринелли. Согласись, Наташа, в этом есть что-то странное и деструктивное. На мой взгляд, именно против этого и написал “брадобритие” Адриан. Отношение к женщине здесь не столь важно, потому что оно принадлежит эпохе вообще, а не личности Адриана, и поэтому в цитате я его просто пропустил.
О бороде в современной православной церкви ничего сказать не могу, но мы с тобой знаем некоторых искренне верующих, и они вполне себе бритые, так что сейчас это не догма. Знаю, что брадобритие не поощряет древлеправославная церковь (то бишь староверы), но и там есть множество исключений. О бритых священниках тоже знаю не много. Но уверен, это совсем другая тема. Церковная иерархия не то же самое, что современная корпорация – совсем другой мир.
Да я в общем-то поняла, что отношение к женщине в этой цитате – не главное (извиняться не нужно – я не на тебя “наехала” :), а на узость мировоззрения высокопоставленного=просвященного деятеля церкви, хотя в 17 веке, может, это от него и не требовалось?..), но в “8-мартовские” праздники как-то режет глаз – не люблю всякие отклонения: ни шовинизм (а в православной церкви это, кстати, догма), ни феминизм (8 марта общественность почему-то особенно смакует истории о женщинах-военных, -летчиках, -спасателей, -борцов и т.п.)
Согласна, что церковная иерархия – особенный мир, но вот люди, идущие своим путем вопреки мнению своего общества (будь то корпорация, церковь, компашка подростков), мне кажется, одинаковы в своей смелости думать, что им удастся сделать “карьеру” в этом сообществе, не обращая внимание на установленные правила.
17-й век есть 17-й век. Не думаю, что стоит оценивать его нашими мерками, неблагодарное это дело. В Англии в это время вообще рабами торговали, можно почитать, как рассуждает об этом робинзон Крузо у Даниэля Дэфо.
Церковь тотальна, в ней нужно не “оттарабанил службу и гуляй”, она претендует на всю жизнь священника, на его убеждения. Про сходство церковной иерархии с корпорацией верно подмечено, но только для Японии. Там корпорация – дом, семья и смысл всей жизни. Или для СССР, где бытовые проблемы работника решались работодателем (квартира, детский сад, дача, поликлиника, отдых, продовольствие, школа и т.п.). Но и требовалось с работника больше: участие в шефстве над школой, над совхозом, “картошки”, субботники. Сюда же входил и “моральный облик” тоже: в вытрезвитель не попади, веди себя достойно. Советская корпоративная модель очень походила на японскую.
У нас (возвращаясь к веку XXI) всё-таки европейская модель, и корпорация – всего лишь работа. Наши корпорации открещиваются от обязанностей советского типа по отношению к работнику, но требовать с него хотят по-советски. Казалось бы, не касаются работодателя бытовые проблемы работника, устраивает он сам своё жильё, свой отдых, лечение, так и не лезь работодатель в жизнь работника – отработал и до свиданья, мой внешний вид и мои страности – моя проблема. Непоследовательно ведут себя работодатели. Но это издержки переходного периода, жадность до человеческого ресурса и непонимание современной модели отношения работодателя с работником, со временем пропасть между корпорацией и церковью будет расти. Есть, конечно, попытки ввести лояльность на уровне убеждений, сделать из корпорации религию или секту, но мне кажется, эти попытки обречены.
Очень прошу, если Вам известно на каком соборе говорилось что-нибудь о бороде, скажите мне! Очень нужно, а сама найти не могу. Похоже, что все-таки не рассматривался этот вопрос ни на одном из Вселенских соборов!
Боюсь, что не считаю себя в состоянии полно ответить на этот вопрос. Мне изменение отношения к бородам было интересно как признак смены исторических эпох, я писал заметку с этой точки зрения.
Знаю лишь, брадобритие осуждено на поместном, Стоглавом соборе 1551 года.
br> br>“Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают… Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, не-навидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает” (Стогл., гл.40). br> br>
Однако положения Стоглава были фактически отменены на Большом Московском церковном соборе 1667 года, в чём никониане расходятся со староверами. Сейчас никониане к брадобритию относятся спокойно, староверы его не приемлют. Впрочем, думаю, Вы это и без меня знаете 🙂
Борода, борода – греет от холода!
Sliding Sidebar
Облако тегов
Архив
Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2025. Все права защищены