Барбудос

“Барбудос” - бородатые
“Барбудос” – бородатые.

В мире скоблёных подбородков нам, бородачам, надо быть теоретически подкованными. Изучив историю растительности на лице, я сделал вывод, что о месте бороды в истории и ценностях человечества можно написать диссертацию. Да что там, организовать целую научную школу. Бороде как символу всегда придавали огромное значение, история от античности и до наших дней разворачивалась не вокруг экономики, как говорил Маркс, а вокруг бороды. О брадобритии выносили постановления вселенские соборы, за ношение бород брали налоги. Были времена, когда для мужчины расхаживать с бородой было – как прийти на заседание кабинета министров с повязкой НБП на рукаве, за неё могли и казнить. В иное время похожий эффект вызывало появление без бороды. Я обязательно напишу трактат о бороде, а пока интересная цитата.

Бог Всеблагий, в Троице поемый, Отец и Сын и Святый Дух мудростию Своею несказанною сотвори мир и созда человека по Образу Свому и по подобию, украсив его всякою внешнею добротою, еще же внутреннею, разумом, глаголю, и словом, паче прочих животных. Мужа и жену сотвори, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику – браду израсти, жене же яко несовершенной, но подначальной, онаго благолепия не даде, яко да будет подчинена, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна и всегда покорна.

О велие зло! Человецы, создании по Образу Божию, измениша доброту здания его, и зрак свой мужеский обругаша, уподобляющееся женам блудовидным, ради угождения сквернаго, или паче рещи – подобящеся безсловесным неким, яко скотом или псом и подобным им: тии бо усы простерты имут, брад же не имут. Тако и человецы малоумнии, или паче свойственнее рещи, безумнии, изменивше образ мужа богозданный, бывающе псообразни, усы простирающе.

Патриарх Адриан (1936-1700). Десятый (и последний в досинодальный период) Патриарх Московский и всея Руси (1690-1700)

9 comments On Барбудос

  • Цитата прекрасна 🙂
    Я, честно сказать, до сих пор не могу понять зачем Петр принуждал брить бороды… То есть в отношении солдат это понятно. Беглецов легче ловить. Чем ему боярские-то бороды не угодили?…

  • Тест на лояльность. Сейчас в теннис играют, на горные лыжи встают. Попробуй, работая в крупной конторе, не прийти на “добровольный” корпоратив – не оценят. Собаки, признавая доминирование сильного кобеля, ложатся на спину и лапу задирают, а тогда в знак приверженности новой власти бороды брили.

  • А меня возмущает эта цитата в своем отношении к женщинам! И противопоставить-то нечего – вряд ли любое высокое положение женщины в иерархии (а церковь – это тоже иерархия и не очень-то терпимая) сможет сравнится с авторитетом патриарха… И это тоже не честно. Как будто от положения человека зависит степень его ума. Кстати, такой высокий чин и тем более в России не может быть отделен от политики – попробуй сопоставить время этого высказывания с царящим тогда отношением к бородам?
    Забавна сама мысль, что какой-то физческий признак: волосы на лице, можно выдать за превосходство мужчин. Вот если бы у мужчин ничего не росло от природы на лице, а они бы сами выращвали что захотели и где захотели бы, а у женщин это бы никак не получалось… А так, простите, но похоже на хвастовство павлина свои хвостом.

    И, кстати, о корпоративной лояльности: есть хоть один верующий в иерархии церкви БЕЗ бороды? И может ли человек, по мнению церкви, верить в Бога и бриться “одновременно”??? И чем отличается верующий, но “бреющийся” человек от хорошего работника, но пропускающего корпоративные пьянки?

  • Честно говоря, я не думал об этом, да и цитата не о об отношении к женщинам. Извини, что не пояснил сразу, не хотел обидеть. Тем более, что в том, что я здесь привёл эту цитату есть известная доля юмора. Но только доля.

    Русские мужчины, современники Адриана, были по большей части бородатыми. Однако в Европе вовсю царствовало барокко, и мода на бороду ушла, как и мода на мужественность вообще. Вместо неё пришла мода на женоподобие мужчин. Европейские мужчины того времени пудрились и носили парики. Бешеным успехом пользовались певцы-кастраты, апофеозом чего стало назначение министром знаменитейшего из них, Фаринелли. Согласись, Наташа, в этом есть что-то странное и деструктивное. На мой взгляд, именно против этого и написал “брадобритие” Адриан. Отношение к женщине здесь не столь важно, потому что оно принадлежит эпохе вообще, а не личности Адриана, и поэтому в цитате я его просто пропустил.

    О бороде в современной православной церкви ничего сказать не могу, но мы с тобой знаем некоторых искренне верующих, и они вполне себе бритые, так что сейчас это не догма. Знаю, что брадобритие не поощряет древлеправославная церковь (то бишь староверы), но и там есть множество исключений. О бритых священниках тоже знаю не много. Но уверен, это совсем другая тема. Церковная иерархия не то же самое, что современная корпорация – совсем другой мир.

  • Да я в общем-то поняла, что отношение к женщине в этой цитате – не главное (извиняться не нужно – я не на тебя “наехала” :), а на узость мировоззрения высокопоставленного=просвященного деятеля церкви, хотя в 17 веке, может, это от него и не требовалось?..), но в “8-мартовские” праздники как-то режет глаз – не люблю всякие отклонения: ни шовинизм (а в православной церкви это, кстати, догма), ни феминизм (8 марта общественность почему-то особенно смакует истории о женщинах-военных, -летчиках, -спасателей, -борцов и т.п.)
    Согласна, что церковная иерархия – особенный мир, но вот люди, идущие своим путем вопреки мнению своего общества (будь то корпорация, церковь, компашка подростков), мне кажется, одинаковы в своей смелости думать, что им удастся сделать “карьеру” в этом сообществе, не обращая внимание на установленные правила.

  • 17-й век есть 17-й век. Не думаю, что стоит оценивать его нашими мерками, неблагодарное это дело. В Англии в это время вообще рабами торговали, можно почитать, как рассуждает об этом робинзон Крузо у Даниэля Дэфо.

    Церковь тотальна, в ней нужно не “оттарабанил службу и гуляй”, она претендует на всю жизнь священника, на его убеждения. Про сходство церковной иерархии с корпорацией верно подмечено, но только для Японии. Там корпорация – дом, семья и смысл всей жизни. Или для СССР, где бытовые проблемы работника решались работодателем (квартира, детский сад, дача, поликлиника, отдых, продовольствие, школа и т.п.). Но и требовалось с работника больше: участие в шефстве над школой, над совхозом, “картошки”, субботники. Сюда же входил и “моральный облик” тоже: в вытрезвитель не попади, веди себя достойно. Советская корпоративная модель очень походила на японскую.

    У нас (возвращаясь к веку XXI) всё-таки европейская модель, и корпорация – всего лишь работа. Наши корпорации открещиваются от обязанностей советского типа по отношению к работнику, но требовать с него хотят по-советски. Казалось бы, не касаются работодателя бытовые проблемы работника, устраивает он сам своё жильё, свой отдых, лечение, так и не лезь работодатель в жизнь работника – отработал и до свиданья, мой внешний вид и мои страности – моя проблема. Непоследовательно ведут себя работодатели. Но это издержки переходного периода, жадность до человеческого ресурса и непонимание современной модели отношения работодателя с работником, со временем пропасть между корпорацией и церковью будет расти. Есть, конечно, попытки ввести лояльность на уровне убеждений, сделать из корпорации религию или секту, но мне кажется, эти попытки обречены.

  • Очень прошу, если Вам известно на каком соборе говорилось что-нибудь о бороде, скажите мне! Очень нужно, а сама найти не могу. Похоже, что все-таки не рассматривался этот вопрос ни на одном из Вселенских соборов!

  • Боюсь, что не считаю себя в состоянии полно ответить на этот вопрос. Мне изменение отношения к бородам было интересно как признак смены исторических эпох, я писал заметку с этой точки зрения.

    Знаю лишь, брадобритие осуждено на поместном, Стоглавом соборе 1551 года.
    “Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают… Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, не-навидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает” (Стогл., гл.40).

    Однако положения Стоглава были фактически отменены на Большом Московском церковном соборе 1667 года, в чём никониане расходятся со староверами. Сейчас никониане к брадобритию относятся спокойно, староверы его не приемлют. Впрочем, думаю, Вы это и без меня знаете 🙂

  • Борода, борода – греет от холода!

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены