Визуальная поэзия

Polonius: What do you read, my lord? Hamlet: Words, words, words.

Поэзия – явление, постоянно меняющееся. То что чаще всего считается поэзией, таковой не является. Рифма и ритм – всего лишь стихи. Поэзия как способ познавать мир больше не нуждается в метре, хотя ей всё ещё необходимы другие ограничения. Массовый вкус застрял в Пушкине, максимум – в Бродском. Пушкина с корабля современности призывал сбросить ещё Маяковский, сегодня самого Маяковского можно куда-нибудь сбросить, но для неискушенного читателя он неприемлемо авангарден. Странно всё это. Если в середине XIX века свежие стихи читали из-под пера, современная поэзия не выходит за рамки малотиражных журналов. А это целый мир.

Например, визуальные стихи. Картинка-текст. Или текст-картинка. Симмий Родосский считается родоначальником этого жанра, а он, к слову, собеседник Сократа в одном из платоновских диалогов. Но это давно, пропустим несколько тысяч лет кряду. Калиграммы Аполлинера, “Бросок костей” Малларме. Дадаисты, русские футуристы, конкретное искусство и конкретная поэзия. Это лишь одно направление переднего края поэзии, которое существует и сейчас, по-большей части не по-русски. Да, массовый вкус существует в крайне ограниченных рамках традиции. Возможно, потому что понимание и наслаждение от современного искусства возможны для знающего. Оно – язык, а язык ребенок учит минимум три года, так почему понимание искусства должно быть врожденным? Знание приобретается с усилием, которого обыватель не любит. Астахова и Полозкова, к примеру, постижимы без усилий.

Я влез в эту часть современной поэзии через пишущие машинки, так уж получилось. Почему пишущие машинки попали в поэзию – отдельная история, сама по себе интересная. Во-первых, если речь о произведении визуального искусство, то возникает вопрос уникальности произведения, то есть значим конкретный лист бумаги, его физическая реализация, отсюда машинка, а не компьютер (см. редимейды Марселя Дюшана, например – вот она, роль знания в понимании современного искусства). Во-вторых, машинка задаёт те самые ограничения, которые определяют произведение (см. эксперименты группы УЛИПО). Хотелось бы написать об этом отдельное исследование, но вряд ли получится. Ограничусь небольшой главой в книге про пишущие машинки.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены