Детектив-триллер 1954 года Альфреда Хичкока по пьесе Фредерика Нотта “Телефонный звонок”. Действие происходит в одной квартире, если не в одной комнате. Красный свет. Сцена убийства с ножницами. Фотография самого Хичкока на снимке выпускников, одноклассников убийцы. Триллер из жизни буржуа, которая сама по себе уже триллер.
В череде дней у жены появился другой мужчина. Муж узнал об этом, обнаружив в сумочке жены любовное письмо. Узнал и ничего не сказал. Благопристойный гражданин, он выкрал письмо и решил убить жену. Естественно, чужими руками. Установив слежку за бывшим одноклассником, он с помощью шантажа и подкупа заставил его пойти на убийство, обеспечив себе при этом незыблемое алиби. Но как это часто бывает, всё пошло не так как задумано: жена убила напавшего мужчину. И тогда находчивый буржуа решил исправить ситуацию – подтасовать улики так, чтобы жену обвинили в предумышленном убийстве.
Фильм оставляет впечатление маленького шедевра. Он совершенен и для тех, кто любит кино, обязателен к просмотру. Минимальными средствами Хичкок делает психологический детектив, от которого не оторваться. Причем не банальный детектив, а “вывернутый”: зритель знает, кто и как совершил преступление. Интрига его в том, удастся ли следователю доказать вину настоящего убийцы. Кстати, внимательно следите за сюжетом, доказательство получилось довольно сложным. Не упустите нить в длинной цепи ложных ходов и экспериментов. Любители психологической драм найдут в фильме много того, о чем стоит поразмышлять. Например, любовник жены, профессиональный писатель детективного жанра, разгадывает преступление раньше следователя.
Любители детективных сериалов найдут в триллере много сходств с более поздним “Коломбо”. Убийца известен с самого начала фильма, точный и педантичный преступник подтасовывает улики, преступление совершено под видом ограбления. Настоящий виновный подставляет под удар другого человека, у него алиби, а дело запутано причастностью к нему разных людей, связь между которыми скрыта. Всё в сюжете, как впрочем и в жизни такого рода людей, ненастоящее, не то что кажется. В фильме есть даже чудаковатый следователь, и его вопрос “у дверной ручки”: “Ещё одна вещь, сэр”.
Отполировать удовольствие от Хичкока можно другим его шедевром “Окно во двор”, тоже детективом из семейной жизни благопристойного коммивояжера. Но об этом фильме я напишу в другой раз.