Два с половиной часа в автобусе

В очередной раз добираясь до дома на автобусах два с половиной часа (утром на машине 20..25 минут), подумал о транспорте.

Есть два типа городской транспортной политики американская и европейская.

Американская, с ее общей ориентацией на успех исключительно в денежном измерении, предполагает, что на общественном транспорте ездят только “лузеры”, то есть неудачники, которым из дома выходить незачем. Поэтому считается, что американцы должны ездить на личных машинах. Сам американский образ жизни предполагает покупку машины. Автомобиль – символ статуса, объект потребительского вожделения, средство доставки многочисленных пакетов из огромных магазинов. Машин много, они большие, мощные, дорогие. Большие и дороги, их сеть хорошо развита, как и инфраструктура: заправки, парковки. Автомобильный кинотеатр, как и автомобильная “фэст фуд” забегаловка могли возникнуть только в Америке.

Европейские города традиционно обходятся общественным транспортом (метро в Лондоне было еще во времена королевы Виктории). Многие города возникли еще в Средневековье, и их деловые центры состоят из узких улочек, ширины которых хватает лишь для разъезда двух конных повозок. Скученность населения, бедность, промышленные предприятия с большим штатом – все это делало необходимым перемещение больших масс людей в ограниченном пространстве. История Европы была против личных машин. Сегодня транспорт большинства европейских городов почти исключительно общественный. Пражские трамваи, лондонские двухэтажные автобусы и кэбы стали символами этих городов. И, конечно, в эпоху увлечения экологией и здоровьем много людей ездит на велосипедах. Амстердам – город велосипедов, в Хельсинки более 1000 км велодорожек. На велосипедах ездят студенты, професора, конторские служащие, политики.

Городские власти в Европе воздействуют на транспорт в двух направлениях. Они развивают общественный транспорт и сеть велодорожек, дают им приоритет в движении перед автомобилями, организуют выделенные полосы для автобусов и трамваев. В то же время, они стимулируют отказ от личного транспорта: делают платным въезд в центр города, закрывают отдельные улицы, повышают цены на парковки, включают экологические платежи в цены на топливо.

Москва и Питер идут по американскому пути. В Питере в центра города под разными предлогами сняты практически все трамвайные маршруты. Трамвай ходил в блокаду, но не пережил Матвиенко. Москва расширяет дорожную сеть, но и она не справляется с увеличивающимся потоком автомобилей. Очевидно, что строительство кольцевых дорог и развязок, расширение улиц и прочее проблемы не решат. Общественный транспорт становится все хуже, в том числе из-за пробок, и все больше людей пересаживается из автобусов в личные машины. Это замкнутый круг, петля с положительной связью. И останавливать ее никто не собирается. А пора бы.

Ссылки
Борис Кагарлицкий: Берегись, автомобиль!

Критическая масса

1 comments On Два с половиной часа в автобусе

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены