Дегуманизация

Открытка 1914-1916 Первая мировая война. Скобелевский комитет
Открытка 1914–1915 годов. Надпись: “На польском фронте. Курьезный пролом (в виде черепа) в стене дома, произведенный снарядом крупного калибра”

Все без исключения страны с воодушевлением вошли в войну, известную нам как Первая мировая. Взрыв патриотических чувств, национальный романтизм, парады, сбор подарков для бойцов. И упоение войной, конечно, захватило. У Александра Блока:

Петроградское небо мутилось дождём,
     На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
     Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели
     Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда… В закатной дали
     Были дымные тучи в крови.

Уж последние скрылись во мгле буфера,
     И сошла тишина до утра,
А с дождливых полей всё неслось к нам ура,
     В грозном клике звучало: пора!

Александр Блок. 1914

Упоения войной трудно избежать, даже самым умным. Даже добрым. Все упивались ею: писатели, художники. Но скоро выяснилось, что войны чести не сложилось, зато вышла бойня пулеметами. Романтику смыло. Время шло и шло. Солдаты сидели в окопах. Жизнь в тылу тоже сконцентрировалась вокруг войны. И люди переставали считать друг друга людьми. В 1915 году “Таймс” писала про распятого немцами канадского солдата. В 1917 в тех же “Таймс” и “Мэйл” выходили статьи со свидетельствами людей, побывавших на немецких фабриках по переработке трупов на свечи и обувную ваксу. Пропаганда здесь ни при чём. Истории о зверствах даже не требовалось внедрять, их подхватывали, а главное – выдумывали сами граждане. Так легче занять одну сторону и убивать других, если они вроде и не люди. Не надо говорить, что все эти истории оказались враньём, но свою функцию они выполняли: утверждали во мнении, что «другие», не «наши» — не люди. “Орки”. Которых можно и нужно убивать. Эти истории схлопывали сложность мира до однозначного «мы и они, я с хорошими, мы против плохих». До так востребованной в трудные времена простоты.

В России Первую мировую войну заслонила Отечественная. Кажется, из всех европейских стран так только у нас и, разве что, в Германии. Мне довелось побывать во Франции в 2018 году, когда исполнилось сто лет с окончания Первой мировой. В Амьене до сих пор не восстановлены соборы, разрушенные в битвах на Сомме. Тогда меня потрясли огромные фотографии тех лет, расклеенные повсюду. Во всю стену, в несколько этажей. Не сражения — обычные бытовые сценки: солдаты идут по улице, едят, разговаривают друг с другом, смеются. В книжных магазинах выложили сотни книг на тему войны: воспоминаний, альбомов, комиксов.

Помнить о Первой мировой войне правильно, потому что важно понимать: скатиться в дегуманизацию других легко. Возбуждение, душевный подъём от ощущения войны действует как наркотик. От него трудно удержаться. Вот только что потом?

Ещё не кончилась война, когда в нейтральном Цюрихе, в кабаре “Вольтер” собрались люди, уставшие от войны. Они решили, что поскольку культура: литература, искусство, да вся цивилизация не могут противостоять упоению войной и дегуманизации, их надо деконструировать. Так возник дадаизм. Не очень помогло. Кажется, история до сих пор не может понять, что тогда случилось с человечеством.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены