Я учился в разных местах: Новосибирская физматшкола в Академгородке, Политех в Петербурге и Академия госслужбы. И вот, что я понял. Главное в учебе – не аудитории и электронные доски, не лаборатории и даже не преподаватели с прогрессивными курсами. Главное – интеллектуальная атмосфера. Хорошие преподаватели отличаются тем, что они создают такую атмосферу, и у них вырастают ученые, инженеры и просто интересные люди в то время как от обычных преподавателей выходят посредственные специалисты.
Неравнодушные талантливые студенты жаждут такой атмосферы, ищут её. Так средневековая буйная братия молодых людей бродила из города в город, из университета в университет в поисках места, где они могли бы не только бражничать, но и спорить, искать, ошибаться. Так мистики и отшельники в Китае, Индии и Японии ходили из монастыря в монастырь, от одного учителя к другому. Так современные студенты ищут институты, лаборатории, рабочие группы, для которых они готовы выполнять самую грязную работу, часто бесплатно – лишь бы быть в атмосфере, стимулирующей развитие.
Интеллектуальную атмосферу сложно создать и легко убить. Уберите горящего за свое дело преподавателя, добавьте в студенческую группу два-три лоботряса с ценностями торговца цветами привокзального рынка, поставьте перед студентами формальную цель, обсчитав её сложной балльной системой, и пиши пропало – вся группа работает на «корочку». Теперь, когда за неуспеваемость не отчисляют, а на платной основе возьмутся выдать диплом ученого, инженера или даже врача хоть бабуину, в лоботрясах недостатка нет.
Интеллектуальную атмосферу создают неудобные: шизоидные профы, буйный студенты, сумасшедшие асоциальные фрики. Социологи Сорбонны проходят практику на выступлениях левых в Сен-Дени, физики НГУ распиливают рояли на струны, а биологи МГУ выращивают дома жуков-киборгов. Как только университет становится благопристойной богадельней – все, его можно закрывать. Да, такой университет приятно показывать гостям, в нем все тихо и спокойно. Как на кладбище. И выпускники напоминают обитателей склепа.
Впрочем, только ли университетов это касается? Компании, творческие сообщества, государства. И семьи. Что больше влияет на развитие ребенка? Атмосфера любви и творчества или обилие секций и репетиторов? Пример родителей или их вечерние наставления?
2 comments On Атмосфера
согласна. Для развития нужен “рассол”, качественная среда
Когда училась в школе, однажды разгорелся спор: мы, несколько детей с пеной у рта доказывали, что нас нужно заинтересовывать, а учителя говорили: “Вот чего захотели? Никто вам не должен!”. Вызывали родителей. Тем не менее, была учительница, которая именно создавала атмосферу. Я ее до сих пор помню и благодарна ей. И все наши достижения тогда происходили по причине атмосферы на ее занятиях.
Энергичная статья. Автор прекрасно знает и понимает, о чем пишет. Могу пожелать автору самому попытаться стать тем преподавателем…