Аффекты

Как хорошо иметь музыкальное образование и как плохо без него. Слушаю барочных аутентистов – это исполнители, которые реконструируют изначальную манеру играть музыку барокко, на современных инструментах, в технике и манере того периода. Мне интересно барокко, интересна аутентичная манера. Музыканты давно предсказывали мне устать от ранней музыки и перейти к романтикам, а потом и к авангарду, но старинная музыка никак не надоест мне. Учитывая, что до Моцарта написано в разы больше, чем после него, а её разнообразию нет предела, я рискую остаться в “барокко и раньше” до конца дней.

Так вот, слушая аутентистов, слушаешь и их разговоры. И тут я наткнулся на неизведанную область теории эмоций, которой я занимался чуть ли не профессионально. Во времена барокко принято было писать музыку с точным расчетом её воздействия. Эмоции классифицировали на конкретные элементы – аффекты. У Афанасия Кирхера (1650) аффектов 8, у Фридриха Вильгельма Марпурга (1758) – 27.

Систематическая теория аффектов есть у Иоганна Иоахима Кванца (1758). Четыре главные аффекта: нежности, радости, гнева и печали, выражаются ключевыми словами. Например, аффект нежности это speme (надежда), l´amina adorata (обожаемая душа), Idolo mio (мой кумир), amore (любовь), amante (любящий), fedele (верный), caro mio ben (любимый мой), diletto (возлюбленный), mio core (мое сердце), fiamma (пламя), fuoco (огонь). У каждого аффекта есть свои выразительные средства в музыке. Та же нежность выражается «слабыми» интервалами, синкопами, диссонансами, спокойным, плавным и мягким движением, умеренным темпом и т.д. И это не чистая теория, потому что композиторы писали не только ноты, но и руководство к их исполнению. На русский переведен трактат Кванца “Опыт наставлений в игре на флейте траверсо”, который целиком опирается на аффекты. Получается немного механистичная теория музыкальной драматургии: композитор продумывает желаемый аффект и планирует способы его достижения и пишет музыку в соответствии с задумкой. Всё. Но подождите, прочитав самую популярную на сегодня книгу по сценарному искусству в кино “История на миллион долларов” Роберта Макки, не тот же механицизм мы найдём в ней? Пожалуй, современная пластмассовая драматургия голливудского стандарта будет попримитивнее барочных музыкальных теорий.

И вот, новаторские теории базовых эмоций вроде Пола Экмана с его шестью: гнев, печаль, презрение, отвращение, страх, удивление, радость – вторичность, унылая вторичность.

С пренебрежением историей повторы неизбежны. Кстати, и задачу погружения человека в нужное эмоциональное состояние я тоже когда-то тоже решал. С помощью музыки, конечно, это получается лучше всего.

Дальше больше: музыка – повод. Потому что Декарт “Компендиум музыки”. Потому что Спиноза с его классификацией аффектов, связью аффектов с телом и замечательным началом психоанализа в “О могуществе человеческого разума или о человеческой свободе”: “…аффект тем больше находится в нашей власти, и душа тем меньше от него страдает, чем большим мы обладаем его познанием”. То, что нам известно, перестаёт нами управлять. Барокко – вещь витиеватая – всё связано со всем.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены