Тунгусский поход – 2

Дмитрий Булавинов, Сергей Грозных, Владислав Букин и Денис Букин в номере красноярской гостиницы Север по окончании путешествия по Подкаменной Тунгуске

В конце июня мы: Дмитрия Булавинов, Сергей Грозных, Владислав Букин и я, отправились в Эвенкию. Мы планировали вылететь в Красноярск, оттуда в Ванавару, сходить тропой Кулика к эпицентру Тунгусской катастрофы (около 80 км) в день её столетия и провести там пару дней в радиальных вылазках. Затем пройти тем же маршрутом обратно, в район Ванавары, связать плот и сплавиться 1137 км по Подкаменной Тунгуске до Енисея. Потом из посёлка Бор, что в устье Подкаменной Тунгуски, через Дудинку, Красноярск или Туруханск вернуться в Москву и Питер. На поездку мы отвели около месяца – весь годовой отпуск.

24 июня мы улетели в Красноярск, и вернулись 22 июля. В Ванаваре к нам присоединились Лиза Шехтер и Аальшук Носорев. До эпицентра мы прошли вместе, вместе и прилетели назад в Ванавару.

Чуть выше Ванавары мы, уже вчетвером, построили крепкий добротный плот. Так получилось, что до Енисея мы так и не дошли. Пройдя половину намеченного пути, около 600 км, мы сошли на берег в Байките. Надо сказать, что это не самый сложный участок Подкаменной Тунгуски, все серьёзные пороги и шиверы расположены ниже Байкита. Дойти до Енисея было бы интересно, и прочный плот позволял это сделать, однако нам понадобилось бы ещё 8-10 дней, а их не было: отпуск кончился. Тем не менее, путешествие удалось, так что я не жалею об этих километрах. Жаль только, что мы не попали в поселение староверов на реке Вельмо, посёлок Бурный, о котором нам много рассказывали в пути.

Точный отчёт о путешествии будет на сайте Дмитрия Булавинова. Я ещё буду писать свои впечатления и выкладывать фотографии, а пока хотелось бы поблагодарить тех, кто ждал нас, помогал нам дома и в дороге, поддерживал, предостерегал, направлял, рассказывал. Вероятно, многие из них не прочитают этого, но я благодарю:
родных за терпение, помощь в сборах и ожидание;
Боба за ведение и администрирование блога во время моего отсутствия и за кофр LowPro (который, вопреки ожиданиям, неплохо сохранился);
сотрудников ванаварской гостиницы за хранение части снаряжения во время похода к эпицентру;
человека на мотоцикле из Ванавары за зимовье на тропе Кулика;
сотрудников Тунгусского заповедника и участников Комплексной самодеятельной экспедиции за доброжелательность, за чай и галеты;
инспектора заповедника Сергея Юрьевича Тарасова, за понимание, открытость и помощь;
исследователя Виталия Александровича Ромейко за книги, сайт tunguska.ru и компанию в купании в Хушме;
Гену из Ванавары, за приют;
геолога Геннадия Тихоновича Скублова за идеи;
Юрия Борисовича Пржиемского за книгу «Плот в туристском путешествии» (всё кроме «вышибания запиленного паза обухом топора» оказалось полезным, паз не вышибался даже восьмикилограммовой колотушкой);
охотника Алексея из Оскобы за рассказы, за зелень, картошку и луковицу;
жителей Мирюги за доброжелательность и юмор, за копчёную щуку;
метеорологов Усть-Камо за приветливый приём и за экскурсию по метеостанции;
почтальонов Куюмбы за возможность отправить открытки;
жителей Байкита Эдуарда и Виктора за компанию, за поездку к Чуне и виртуозное причаливание на лодочной станции Байкита;
фельдшера байкитской скорой помощи Александра за консультацию и помощь;
неизвестных рыбаков из Байкита за зимовье на берегу;
Гэвина Претора-Пиннея за книгу «Занимательное облаковедение»;
Аальшука Носорева и Лизу Шехтер за компанию на тропе Кулика, за общение и за фотографии;
Дмитрия Булавинова – за навигацию и опыт;
Сергея Грозных – за хозяйственность, мудрость и песни a capella;
Влада Букина за помощь и поддержку;
всех троих за терпимость, доброжелательное отношение и взаимовыручку во время всего путешествия;
каждого, кто помогал нам и поддерживал нас.