Трубокуры. Леонард Фужита

Цугухару Фудзита. Японец в Европе. Леонардом Фужитой он стал в конце жизни, когда принял католичество и взял новое имя в честь Леонардо да Винчи.

Начал рисовать в детстве. Карьера на родине. Заказы, выставки. Но Париж тянет – поехал учиться и попал на Монпарнас. Кто уезжал от строгих родителей, знает: богемная жизнь захватывает, тем более рядом Аполлинер, Модильяни, Сутин, Брак. Фужита умел использовать свою экзотичность, а мода на японское во Франции ещё не прошла. Его приняли. Но каково ему было: уехать от карьеры на родине в нищий Париж. Он и к графике пришел потому что денег на краски не хватало. Даже имя его друзьям выговорить не по силам, в Париже он стал “Фу-Фу” – сумасшедшим. То ли потому что “безбашенный”, то ли потому что “Фу… как там его”. А может, разоткровенничался и выдал своё детское прозвище “Фу” в честь любимой кошки. Котов он всегда любил. И женщин.

Леонард Фужита с котом

Уже первая выставка принесла успех. С ним деньги – на краски и путешествия. И на одежду. Возможно, Фужита был первым классическим хиппи: круглые очки, странные усики, серьги, бусы. Яркая одежда. Татуировка на руке. Антураж – солидная доля забот художника. И не только антураж, в его мастерской на Монпарнасе была ванна и горячая вода!

Потом война. Фужита снова в Японии, рисует военные плакаты. Япония проиграла, во Франции компания против коллаборационистов, туда не пускают. Пустили в США, но и там сложности. Фужита вернулся во Францию только в 1950, уже навсегда.

Критики формально относят его к Парижской школе, но по большому счету он стоит в стороне от монпарнасского сообщества. Сдержанные цвета. Почти монохром. Сочетание японской графики с европейской живописностью. Для портретов и ню Фужита изобрел специальную краску. Он добавлял в масло толченый перламутр (и по поводу добавок у художников Возрождения). На его полотнах фарфорового оттенка кожа будто светится изнутри.

Юки. 1923

После войны Фужита писал то, что сейчас называется “кавай”. Милые и меланхоличные портреты, чувственные сюжеты на грани кича – между прочим, не удивительно после двух войн. Чем позже, тем взрослее, если не пугающе, выглядят на его картинах дети. Серьёзная юность или инфантильная взрослость?

Автопортреты. Да, Фужите был присущ нарциссом. Ещё он писал натюрморты, городские виды, котов – он всегда любил котов.

Религиозные сюжеты. Уже перед смертью он построил в Реймсе часовню и сам расписал её.

Картины Фужиты несправедливо редко выставляют в музеях, его любят частные коллекционеры. Человек, которому везло всю жизнь. Вряд ли ему было легко, но всегда Фужита вел себя так, будто ему везло. Кажется, на фоне Модильяни и Сутина люди бессознательно обвиняют его в удаче, а музейщики мстят за неё. Конечно, все хотят быть, скорее, на месте Фужиты, чем на месте Моди, но благополучие редко прощают. А между тем, две мировые войны и непростая судьба. Может, он просто умел быть счастливым?

Мне нравятся его городские виды, его лица, его краски. Его сдержанность и простота. Он не боялся быть наивным и писал маслом так, как сейчас рисую скетчи. Не выпячивал технику, а скрывал её. Умел быть скромным и тонким. Разным.

й интерьер. 1950

P.S. В музее Майоля на улице Гренель проходит выставка работ Фужиты. Если вы окажетесь в Париже до середины марта 2019 – повезло.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены