История – опасная наука

Себастьян Мюнстер. Карта мира из Географии Клавдия Птолемея издания 1540-1542 гг. Германия
Себастьян Мюнстер. Карта мира из Географии Клавдия Птолемея издания 1540-1542 гг. Германия

Почему-то устройство нашего мира считается единственно правильным. «Естественное положение вещей», «естественное право» и другие расхожие понятия переводят объёмную и разнообразную жизнь в плоскую картинку: так было, так будет, и иначе невозможно. Но часто оказывается, что так не было, было иначе, и нынешнее положение вещей – результат исторического процесса, в котором перемешаны закономерности и случайности, объективность, воля героев и вздор капризных правителей. Изучение истории чаще всего открывает нелепость того «незыблемого», на чём держится современный мир. Показательна шутливая, но не лишённая смысла байка о габаритах технических систем, в своё время обошедшая интернет.

В США стандартная ширина железнодорожной колеи (расстояние между рельсами) составляет 4 фута 8,5 дюйма. Откуда взялся этот странный стандарт? Потому что именно такова была ширина железных дорог в Англии, а железные дороги в США создавали английские эмигранты.

А почему англичане выбрали именно такую ширину? Потому что первые железные дороги строили те же самые люди, которые создавали рельсовые пути в дожелезнодорожную эпоху, и они использовали именно этот стандарт.

А почему они использовали именно такой стандарт? Потому что они использовали те же меры, производственное оборудование и оснастку, которые они использовали при создании карет и тележек. Отлично! А почему у карет и тележек была выбрана именно такая длина оси?

Очень просто – при любом другом расстоянии между колесами экипажи мгновенно ломались бы на старых британских дорогах, где именно такова была ширина колеи. А кто строил старые дороги, на которых колеса экипажей выбили колеи именно такой ширины?

Первые мощеные дороги в Европе (и в Англии) строил императорский Рим для своих легионов. Дороги были очень прочные, и дожили до тех времен,когда началось строительство железных дорог.

Колею на этих дорогах выбили еще обозные телеги легионов, которые строились по одному образцу, а потому длина оси у всех повозок была одинакова. После этого все строители телег, повозок и карет были вынуждены придерживаться этого стандарта, потому что иначе у них на этих дорогах ломались бы оси.

В США ширина железнодорожной колеи составляет 4 фута 8,5 дюймов только потому, что такую длину оси установили римские военные инженеры. Бюрократические стандарты вечны.

Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

И когда Шаттлы готовят к старту, к возвращаемому ракетоплану присоединяют два разгонных модуля на твердом топливе. Эти разгонные модули изготовляет корпорация Thiokol на своем заводе в штате Юта.

Инженеры-разработчики предпочли бы делать их более крупными, но разгонные двигатели приходится доставлять на космодром по железной дороге, на которой встречаются туннели. Диаметр разгонных модулей должен быть таким, чтобы они проходили через эти туннели.

Диаметр тоннеля чуть больше, чем ширина железнодорожной колеи, а она, как вам теперь известно, в точности равна ширине двух лошадиных задниц. Таким образом, внешние параметры космических кораблей Шаттл были установлены более двух тысячелетий назад, и единицей измерения был лошадиный круп…

Вольное изложение заметки Рона Хаккета (?) неизвестным автором

Конечно, факты и рассуждения, приведённые в этой байке, спорны, но доля истины в ней есть: старые решения и обычаи через требования совместимости, косность, бюрократию и лень влияют на последующую жизнь, причём первоначальная причина этих решений часто забывается.

В общественной жизни, а особенно в экономике, такая косность особенно сильна. Многие из устоев, которые сегодня кажутся естественными и незыблемыми, были когда-то предложены не совсем умными правителями в интересах небольшой группы людей, и через пень-колоду, как правило, путём насилия и обмана, реализованы на практике. Наше дело понять эту историю и проследить из неё родословную "естественного порядка вещей". Но тому, кто хочет заняться этим, нужно помнить: узнаваемое необратимо меняет мировоззрение, и пути назад не будет. История – опасная наука.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены