Думский комитет по экономической политике хочет обязать торговые сети и их поставщиков публиковать в интернете один раз в квартал информацию о цене продаваемого товара и размере (в процентах) торговой наценки. Такие поправки к законопроекту «О торговле» направлены в администрацию президента и аппарат правительства на согласование.
Какой хай сейчас начнётся. Да уже начался. И хотя правило элементарно обходится введением подконтрольного посредника при закупке, само предложение звучит кощунственно. Как это, публиковать цены и наценки? Комментарии экономистов польются рекой. Всплывут Гуриев, Ясин, Гайдар, Мау покажется. И все будут говорить, что поправки противоречат конкуренции и раскрывают коммерческую тайну, а конкуренция и коммерческая тайна – две священные коровы, которых трогать никак нельзя. Вот как сказал чиновник из "Техносилы":
публикация всех условий контракта на поставку товара просто противоречит принципам конкуренции, работающим во всем мире
И уже забыли бедолаги, что чистая, теоретическая, абстрактная конкуренция предполагает наличие на рынке полной информации. За справками обращаться во введение любого учебника экономической теории или в конспекты курса "Введение в специальность" своего экономфака. Открытость информации снижает транзакционные издержки и позволяет конкуренции развернуться в полную силу.
Но все эти споры – чисто теоретические. Публикация наценок, конечно, ничего не изменит. Цинизм торгашей не подведёт и в этот раз, 100% наценку объяснят высокими затратами на рабочую силу и низкой производительностью труда. Или, скажем, высокими налогами. Да и не пойдут власти на открытие информации. Кому же понравится, что, производя что-то полезное, он получает лишь мизерную долю от продажной цены. Не толерантно это, не политкорректно.