Проанализируйте современные популярные книги и фильмы. Их герои не ходят на работу. Они всегда либо представители «творческих» профессий, предприниматели, женщины на содержании, либо люди с деньгами – те, кому не надо каждый день проводить в цеху, магазине или офисе. Ещё не так давно процветал жанр производственного романа, столкновения характеров на фоне рабочих отношений. Но труд обесценился, и жанр ушел. В том, чтобы каждое утро стаскивать себя с постели и давиться в метро или трястись в автобусе, больше нет ни драмы ни романтики. В крайней случае «лузер», которому не хватило ума разбогатеть, а потому он ещё работает, становится персонажем комедии – объектом глумления, никчемным и смешным. Зрителей забавляет, как начальники-«виннеры» измываются над ним. Однако для пущего драматизма в финале «лузер» может победить и выбиться в люди, то есть прекратить ходить на работу или стать шефом.
Возьмем топ-10 фильмов по версии авторитетного журнала Rolling Stone.
- Отрочество. Главный герой – взрослеющий мальчик.
- Бёрдмен – актер.
- Охота на лис – мультимиллионер.
- Сельма – правозащитник.
- Исчезнувшая – «лузер»-безработный, триллер построен вокруг семейных ссор на фоне его неудач.
- Одержимость – музыкант.
- Отель «Гранд Будапешт» – консьерж и портье, комедия.
- Несломленный – спортсмен-бегун.
- Побудь в своей шкуре – инопланетянка.
- Интерстеллар – инженер и бывший фермер в космическом путешествии. В фильме, надо понимать, он не сеет и не пашет.
Я не видел ни одного из перечисленных фильмов, и не хочу. Кроме, пожалуй, «Исчезнувшей». Могу ошибаться в частностях, но закономерность видна. За некоторыми исключениями тема работы ни писателям, ни журналистам не интересна. Слишком низкая для серьёзных жанров, она пока еще сохраняется только в комедии.
Что это значит? В современном мире то, о чём не сказали по телевизору, не существует. Нерв эпохи там, куда обращено внимание телезрителей. Если вы ходите на работу, тратите силы и время на заработок средств к существованию, подчиняетесь другим людям и встроены в цепочку отношений купли-продажи рабочей силы, у меня плохая новость. Вас не существует. В лучшем случае, вы на отшибе. Жизнь не там, где вы. Вас это устраивает?
2 comments On Нас не существует
Какая поразительная мысль: нас не существует… Опять вынуждена согласиться с автором, потому что фильмы, которые смотрели наши бабушки и я в детстве, давали модель поведения в обычной жизни, и зачастую хорошую модель, с нужными и уместными эмоциями. То, что вываливается рекламой и афишами на меня сегодня с улиц города и стен метро, маршруток и автобусов, меня пугает. Это призывы к сказкам и техническим войнам. Это нежизненно и не помогает в решении проблем, которые встают перед человеком. Поэтому, да, нас не существует. Опять же французы – у них очень много фильмов про офисную работу, и про простых людей, хотя это другой контекст ситуаций, но он признает существование не только звезд и принцев.
Да, есть французские фильмы про реальную, не фантастическую жизнь. Тот же “Париж” 2008 года, “Наука сна”. Сюрреалистически истолковывает эту тему “Пена дней”. Французы снимают хорошее социальное кино. Которое у нас, к сожалению, существует лишь в кругу знатоков и ценителей. Но и (простите за выражение) престиж профессии там распределен иначе. Не стыдно быть офисным служащим, мыть посуду в кафе или дороги ремонтировать. У нас все тянутся за морковкой, хотят быть бЫзнесменами, брокерами или, хотя бы, секретарями директора или охранниками в дорогом магазине.