
В очередной раз освежаю знания, на этот раз по психиатрии. И всерьез увлекся первоисточниками: «Учебник психиатрии» Эмиля Крепелина (русское издание 1910), «Руководство по психиатрии» Ойгена Блейлера (1920), «Строение тела и характер» Эрнста Кречмера (1924), «Клиника психопатий» Петра Борисовича Ганнушкина (1933) и «Общая психопатология» Карла Ясперса (русский перевод с последнего прижизненного издания 1959 года вышел только в 1997; первое издание в 1913). Почему такое «старьё» и зачем так сложно?
Конечно, общее место в причинах читать классиков в максиме: гуманитарная дисциплина такова, какова её история. Концепции, классификации, логика – их придумывают конкретные люди. Пути, которыми они шли, остаются в науке и практике. Но дело не только во влиянии истории.
Старые книги требует критичного чтения. Ясперс сложен, Блейлер не совпадает с современными диагностическими рубриками, Крепелин и вовсе идет по наитию, а в части лечения в «большой психиатрии» гранды обычно разводят руками. Никаких препаратов кроме брома ещё нет. Всё в психотерапии — лечение словом. Но и не нужно относиться к ранним классикам как к источнику истины. Уверен, сами авторы меньше всего хотели такого отношения. Но старые книги интересны, полезны, очаровательны в конце концов.
Взять «Руководство» Блейлера. Почти в каждой главе есть «наблюдения учат, что». Они вообще были наблюдательны, старые психологи и психиатры. Современная наука в погоне за доказательностью склонна превращаться в статистику. Это прекрасно для эпидемиологических описаний, но в каждом реальном случае статистика больших цифр встаёт между конкретными доктором и пациентом, между психологом и клиентом. Я психолог, имею дело не со статистикой, а с конкретными людьми. Мне ближе подход понимающей психологии, который я нахожу у докторов первой половины XX века.
И ещё, я нахожу удовольствие в старых книгах. В их рассудительной логике, когда не получаешь информацию, а следуешь за мыслью автора. Вникаешь в его вопросы, вслед за ним ищешь ответы и вместе с ним сомневаешься. Совсем иное ощущение от времени за чтением. А самое последнее руководство – конечно, без него нельзя, и я их читаю. Но упиваюсь всё-таки классиками.
