Джазовые сюиты Шостаковича

DMITRI SHOSTAKOVICH
The Jazz Album
Royal Concertgebouw Orchestra
Riccardo Chailly

Джазовые сюиты Дмитрия Шостаковича – одна из самых непонятных и загадочных его вещей. Достаточно услышать их, чтобы удивиться: никакие они не джазовые. Начнем с того, что партитуры утеряны.

Вот что рассказывает о Сюитах композитор-песенник Матвей Блантер, автор “В лесу прифронтовом”, “Моя любимая” и “Катюша”:

Лично я с Шостаковичем знаком не был. Поводом стала организация в 1938 году Государственного джаз-оркестра СССР. Дирижером пригласили Виктора Николаевича Кнушевицкого. Мы стремились поднять уровень джазовой музыки. Нам организационно помогал Моисей Абрамович Гринберг — тогдашний начальник Музыкального управления Комитета по делам искусств: это был замечательный администратор. Пришла мысль попросить написать для джаза Прокофьева, Шостаковича, Дунаевского…

В Ленинграде из «Европейской» гостиницы я позвонил Шостаковичу, приехал к нему на Петроградскую сторону и представил письмо, чем вызвал его веселье: ему показалось забавным, что известный композитор прибегает к рекомендации. Мы провели вместе целый день. Он сыграл свою музыку к фильму «Человек с ружьем» с песенкой, вскоре ставшей популярной, потом поехали на футбольный матч. Договорились о джазовом сочинении, и Шостакович проводил меня на вокзал. Вскоре он привез в Москву три пьесы для нашего оркестра. Мы собрались на квартире Кнушевицкого, чтобы послушать. Инструментовка звучала прекрасно, но музыка была не джазовая. Он пришел в оркестр, посидел около часа, специально послушал саксофониста, ударника. Потом принес новую инструментовку, и все звучало изумительно.

С. Хентова. Последние беседы Матвей Блантер о Шостаковиче,
Музыкальная жизнь, № 5, 1991

Не джаз и не джаз. Музыка хорошая, в манеру оркестра уложилась. Впервые сюиты исполнили в 1938 году в Колонном зале Дома союзов, в один вечер с первым исполнением “Катюши”. Как говорит Матвей Блантер, музыку исполняли, до самой войны. Потом оркестр был с выступлениями на фронте, попал в окружение и по большей части погиб. Рукопись партитуры исчезла. Вероятно, до 1990-х, когда в черновике клавира – основной мелодии – джазовые сюиты опознал музыковед Манашир Якубов:

Сюита была написана в 1938 году по заказу только что созданного Государственного джаз-оркестра СССР, во главе которого стояли Кнушевицкий и Блантер. Она исполнялась, вошла в репертуар оркестра, но затем была утеряна. В сюите три части, их названия – Скерцо, Колыбельная и Серенада – удалось восстановить по газетной рецензии. И только благодаря этому мне удалось после долгих поисков “опознать” клавир этих пьес среди неразобранных рукописей Шостаковича. Потом английский композитор Джералд Макберни их оркестровал, и теперь Вторая джазовая сюита снова вернулась на концертную эстраду.

Опубликовано в  в журнале «Новое время» 28 июня 2003,
цит. по https://nashenasledie.livejournal.com/1415191.html

Прекрасную и единственную пока хорошую запись реконструированных джазовых сюит сделал в 1991 году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw Orchestra под управлением Рикаррдо Чейли. Диск фирмы Decca “Dmitri Shostakovich. The Jazz Album. Royal Concertgebouw Orchestra. Riccardo Chailly”. Стоит того, чтобы иметь его дома или хотя бы послушать. Купить его сейчас сложно, но можно найти на YouTube Music или пиратских торрентах.

Почему я об этом пишу? Во-первых, потому что эта музыка вовсе не для фриков классической музыки (особенно если пропустить фортепианный концерт в середине). Она больше похожа на исполнение расширенного духового оркестра в парке, но это гениальная музыка. Никакое музыкальное произведение лучше не передает умонастроение конца 1930-х в СССР. Во-вторых, находки и открытия ждут нас даже в отношении ушедших композиторов. Проживите подольше, и у вас появятся большие шансы услышать новую музыку Шостаковича, Баха или посмотреть новые пьесы Аристофана.

Во второй джазовой сюите есть довольно известный Вальс №2. При жизни Дмитрия Шостаковича он звучал в фильма “Первый эшелон” 1955 года, однако популярности ни в СССР, ни в России не получил. Зато стал почти что русским гимном за рубежом – настолько, что называется там “Русский вальс”. Вот так.

И еще, читая про Дмитрия Шостаковича я то и дело натыкаюсь на упоминание о его сарказме. Будто был он человеком с двойным дном – и это высмеивал, и над этим издевался. На мой взгляд, такое понимание обесценивает любого человека. Довольно трудно жить двойной жизнью в течение долгих лет, и такая двусмысленность, конечно, никого не красит. Но именно Шостакович – а я могу полагаться лишь на сочиненную им музыку – был искренним и выживал как умел. Он кажется мне наивным и прямодушным, как многие в 1930-х и 1940-х, с его музыкальными пьесами на сатирические статьи из “Крокодила” или с его участием в пожарной команде. Возможно, как раз его искренняя прямота была фирменным способом жить. Впрочем, это лишь мнение.

И последнее. Мое тайное послание в редких заметках о музыке состоит в том, что классическая музыка не скука скучная, а одна из больших радостей жизни. Если не шарахаться от неё, можно открыть целый мир. Тем более, что Дмитрий Шостакович ходил по тем же тротуарам, что ходим сейчас мы, здесь, в Ленинграде-Петербурге.

2 comments On Джазовые сюиты Шостаковича

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2025. Все права защищены