Чернила. Часть 3. Тест на светостойкость

Лист для теста чернил на светостойкость, вывешенный на окно

Окончание. Начало здесь. Продолжение здесь.

Год назад я писал о тестах чернил для перьевых ручек на водостойкость и светостойкость. Я мыл под душем лист воды с тестовыми надписями, сделанными разными чернилами. Второй лист с образцами я поместил на окно. С того времени прошел год. За год проявилось то, что не было видно во второй части, так что переписывать старую заметку я не стал. Здесь я описываю результаты теста на светостойкость и привожу в конце сводную таблицу моих испытаний.

Методика теста чернил на светостойкость

Я приклеил тестовый лист на окно изнутри, под первым слоем стекла, лицевой стороной к солнцу. Это было в Петербурге, на восточной стороне дома. Ваши записи, скорее всего, не будут подвергаться настолько сильному воздействию света. Освещенность под прямыми солнечными лучами сильнее освещения на рабочем столе примерно на шесть ступеней по фотометрической шкале, то есть в 2⁶=64 раза в абсолютном выражении. Это значит, что в выдержка на окне с течение недели эквивалентна в среднем 1 году и 2 месяцам нахождению бумаги на столе, а 1 год экспозиции на окне равен условным 64 годам в обычном открытом месте в комнате и существенно больше в закрытом блокноте, куда свет не попадает вовсе. Сохранность документа зависит от многих аспектов условий хранения. Например, если вы повесите рисунок пером на стену, то он будет подвергаться воздействию света больше, чем если будет лежать на столе в тени, значит рисунок на стене выцветет быстрее. И скорость выцветания будет сильно зависеть от широты места, в котором вы находитесь. Если в Петербурге чернила выгорели под солнцем за год, то где-нибудь на юге Франции им хватит и трех месяцев.

Сканы тестового документа, через 20 дней через 50 дней и через год

Я отсканировал лист с надписями сразу, через 20 дней, через 50 дней и через год. Привожу эти сканы. За год некоторые чернила выцвели настолько, что мне пришлось надписывать карандашом, какой маркой была сделана надпись.

Лист для теста чернил на светостойкость до засветки

Лист для теста чернил на светостойкость через 20 дней засветки

Лист для теста чернил на светостойкость через 50 дней засветки

Лист для теста чернил на светостойкость через год засветки

Результаты теста чернил на светостойкость

  1. Хуже всего в тесте на светостойкость показали себя чернила Pilot Iroshizuku Fuyu-gaki, они выцвели до трудночитающихся уже через 20 дней.
  2. Немногим лучше выглядят Private Reserve Tropical Blue, Pelikan 4001 Royal Blue, Pelikan 4001 Violett, Rohrer und Klingner Verdigris и Pilot Iroshizuku Chiku-rin – они выцвели через 50 дней. Удивительно, но в этой же группе оказались достаточно водостойкие Pilot Blue Black, Lamy Blue Black и чуть лучше Platinum Blue Black. Через 50 дней прочитать их было почти невозможно.
  3. В следующей группе чернила, которые выцвели до нечитаемых за год. Это Platinum Classic: Cassis Black, Sepia Black и Forest Black; Rohrer und Klingner Salix, Diamine Carnaval и Diamine Oxblood, Kakimori Pigment Ink, Waterman Havana и Platinum Pigment Brun Sepia. Здесь же оказались Pelikan 4001 Blue Black.
  4. Выцвели за год, но все еще читаются: Platinum Classic: Lavender Black, TWSBI Blue Black, Rohrer und Klingner Sсabiosa, Pilot Black и Platinum Pigment Rose Red.
  5. Хорошо держатся Diamine Registrar’s Blue Black, Sailor Storia Yellow Green, Sailor Store Light Brown Lion. Отлично выдержалли экспозицию светом химические водостойкие чернила Koh-i-Noor Document Black, пигментные Sailor Seiboku (Blue Black), Sailor Kiwaguro (Black), Platinum Pigment: Blue и Carbon Black; Rohrer und Klingner SketchINK: черные Lotte и зеленые Emma. В эту же группу попали показавшие плохую водостойкость Pilot Iroshizuku Ku-jaku.

Что сказать, неожиданно здесь то, что довольно слабой светостойкостью обладают орешковые Pilot Blue Black, Lamy Blue Black и Platinum Blue Black. Неожиданно сильно выцвели классические орешковые Pelikan 4001 Blue Black и пигментные Kakimori, от которых я этого совсем не ожидал. Тем не менее, всеми перечисленными в этом абзаце чернилами я буду пользоваться и дальше, сохраняя написанное в темноте.

Итоговая сравнительная таблица водостойкости и светостойкости чернил

ЧернилаКлассВодостойкостьСветостойкость
Koh-i-Noor Document BlackХимические архивныеВеликолепнаяВеликолепная
Sailor Seiboku (Blue Black)ПигментныеВеликолепнаяВеликолепная
Sailor Kiwaguro (Black)ПигментныеВеликолепнаяВеликолепная
Platinum Pigment BlueПигментныеВеликолепнаяВеликолепная
Platinum Pigment Carbon BlackПигментныеВеликолепнаяВеликолепная
Rohrer und Klingner SketchINK Lotte черныеПигментныеВеликолепнаяОтличная
Rohrer und Klingner SketchINK Emma зеленыеПигментныеВеликолепнаяОтличная
Diamine Registrar’s Blue BlackОрешковые архивныеВеликолепнаяОтличная / хорошая
Pilot BlackНа основе красителяХорошаяХорошая
Platinum Pigment Rose RedПигментныеВеликолепнаяХорошая
Platinum Pigment Brun SepiaПигментныеВеликолепнаяСредняя
Sailor Storia Yellow GreenПигментныеВеликолепнаяОтличная
Sailor Store Light Brown LionПигментныеВеликолепнаяОтличная
Platinum Classic Lavender BlackОрешковыеХорошаяХорошая / средняя
Platinum Classic Cassis BlackОрешковыеХорошаяСредняя
Platinum Classic Sepia BlackОрешковыеХорошаяСредняя
Platinum Classic Forest BlackОрешковыеХорошаяСредняя
Kakimori Pigment Ink TororiПигментныеВеликолепнаяСредняя
TWSBI Blue BlackОрешковыеОтличнаяХорошая / средняя
Rohrer und Klingner SсabiosaОрешковыеОтличнаяХорошая / средняя
Rohrer und Klingner SalixОрешковыеХорошаяСредняя
Pilot Blue BlackОрешковыеОтличнаяСлабая
Lamy Blue BlackОрешковыеХорошаяСлабая
Platinum Blue BlackОрешковыеОтличнаяСлабая / средняя
Pelikan 4001 Blue BlackОрешковыеХорошаяХорошая / средняя
Pilot Iroshizuku Fuyu-gakiНа основе красителяСлабаяОчень слабая
Pilot Iroshizuku Chiku-rinНа основе красителяСлабаяСлабая / Очень слабая
Pilot Iroshizuku Ku-jakuНа основе красителяСредняяВеликолепная
Diamine CarnavalНа основе красителяОчень слабаяСредняя
Diamine OxbloodНа основе красителяОчень слабаяСредняя
Private Reserve Tropical BlueНа основе красителяСлабаяСлабая
Pelikan 4001 Royal BlueНа основе красителяСлабаяСлабая
Pelikan 4001 ViolettНа основе красителяСлабаяСлабая
Rohrer und Klingner VerdigrisНа основе красителяСлабаяСлабая
Waterman HavanaНа основе красителяСредняяСредняя

Как выбрать чернила – 2

На мой взгляд, чернила надо выбирать более или менее водостойкие. Иначе какой смысл в записях, если блокнот можно потерять от пролитого кофе или пяти минут на ливне? Кстати, совсем не требуется полной архивной водостойкости – достаточно того, чтобы записи читались после попадания воды. Если вы рисуете в смешанной технике перо-акварель, то выбор однозначный: пигментные или архивные химические чернила. В случае с пигментными используйте ручку, которую можно разобрать или просто выбросить, если она забилась.

Что же касается светостойкости, то призываю не относиться к моим изысканиям слишком уж серьезно. Сохранность документов зависит не только от неё, но и от химических свойств самих чернил и бумаги, водостойкости и условий, в которых вы держите свои записи. На документы в черной папке свет не будет действовать, так что светостойкость важна далеко не всегда. Во всяком случае, я буду продолжать использовать любимые чернила, хоть они и слабо показали себя в тесте на светостойкость. Мои записи я держу в коробках.

Как и раньше, если я в чем-то ошибся или что-то упустил, пишите. Дополню и исправлю.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2025. Все права защищены