Продолжение. Часть 1 здесь.
В поисках хороших водостойких чернил я много их перепробовал. Искать «чернила Грааля», идеальные навсегда, дело бесполезное. Подолгу писать одними и теми же чернилами попросту скучно, так что «лучшие» меняются. Благо, появляются новые марки и даже новые фирмы. Но и классические чернила списывать со счетов не стоит. Формуле орешковых Pelikan 4001 уже больше 120 лет (с модификациями), и они по сей день хороши.
Я протестировал на водостойкость и светостойкость знакомые чернила, которые были под рукой. Это далеко не все, которые продаются сейчас, но достаточно много. И я не любитель совсем уж экзотических и редких чернил, так что почти все самые используемые в моей выборке есть. Отдельная группа – чернила, которые свободно продаются в России. Из них я не тестировал Parker, Waterman и отечественные «Радуга 2» разных производителей и примерно по одному рецепту. В Петербурге чаще всего встречаются чернила фирмы «Гамма». Я писал ими раньше и потом от них отказался. Водостойкие из них только фиолетовые, и в выборке их нет. Фиолетовая «Радуга» сильно окрашивает прозрачную ручку, в ней (по крайней мере лет двадцать назад) попадались гелеобразование сгустки, которые забивали ручку. Зато они, в сравнении с импортными чернилами, ничего не стоят и незаменимы для стилизации советских документов: стойкими к подчисткам фиолетовыми чернилами писали тогда военные, бухгалтеры и делопроизводители.
Методика тестирования
В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» записка с просьбой о помощи болталась по морям в бутылке два года и двадцать дней, под солнцем, да еще и намокла в морской воде. Экстремальные условия, для обычных записей перебор. Я написал для теста два листа разными чернилами и дал им высохнуть в течение суток. Использовал бумагу верже 70 г/м2 от Arm.pen.
Первый лист я промывал под душем 5 секунд, затем дал ему свободно высохнуть и отсканировал. Затем я снова промыл этот же лист под душем в течение 1 минуты и снова дал ему высохнуть. Важно, что хотя лист находится под душем пять секунд и минуту, воздействию воды чернила подвергаются дольше. Бумага долго сохнет, в это время воды на бумаге все еще много, и чернила продолжают размываться. Справедливости ради, с блокнотом, на который попала вода, будет то же самое, если не хуже. Для сравнения, мокрый лист после первой промывки выглядит так. Записи ещё читаются. После высыхания многие из неводостойких чернил сойдут почти без следа.
Второй лист я прикрепил на стекло изнутри в окне, выходящем на восток. Петербургское лето в этом году достаточно солнечное, так что света на бумагу падает много, хотя стекло отсекает большую часть ультрафиолетовой части спектра. Этот лист я отсканировал через 20 дней и оставил дальше на стекле. Отсканирую его через месяц и через три.
Тест на светостойкость достаточно условный. Фотографы знают, что уровни освещенности под прямыми солнечными лучами и в тени в помещении сильно различаются. Мы этого не замечаем, благодаря потрясающей способности глаза подстраиваться под яркость света. В солнечный день разница в освещенности на окне и на рабочем столе (я проверил в разное время суток фотоэкспонометром) составляет примерно 6 ступеней экспозиции – это 2⁶=64 раза. То есть 20 дней на окне летом с учетом сокращения дня зимой очень примерно соответствует 5 годам лежания открытого документа на столе, а блокноты мы храним вовсе закрытыми. Так что в этих условиях ваши бумаги вряд ли окажутся, если только вы не отправите в бутылке записку с координатами кораблекрушения. К тому же чернила выцветают не только под воздействием света. Записи могут разрушать следы кислоты в отбеленной бумаге. Для длительного хранения предназначена бескислотная архивная бумага. Из неё, в частности, делают дорогие блокноты, и если это так – обязательно пишут на упаковке acid free. На сохранность записей влияет даже чистота воздуха в помещении. Впрочем, мои записи чернилами Waterman Blue исчезли в закрытом блокноте из бескислотной бумаги Moleskine, и хранились они дома.
Кстати, по этой причине не стоит вешать на стену рисунок чернильной ручкой, если вы хотите его сохранить. Он достаточно быстро выцветет. Дольше продержится рисунок индийскими чернилами и тушью. Но все равно, любые чернила и сама бумага порттся от света. Любители антикварных книг знают это по желто-серым рамкам вокруг белых листов: края у обрезов выгорают, пока книга стоит на полке в открытом шкафу. Именно поэтому графика редко попадает в постоянные экспозиции музеев и удостаивается редких временных выставок – для сохранности бумагу хранят в закрытых шкафах.
То есть тест на светостойкость не будет касаться записей в блокнотах, куда не проникает свет. Но косвенно о качестве чернил по нему судить всё же можно.
Тест на водостойкость
Дальше будут сканы тестовых листов, которые говорят сами за себя
Тест на светостойкость
Результаты тестов
Неводостойкие чернила Private Reserve Tropical Blue, Pelikan 4001 Royal Blue, Pelikan 4001 Violett, Rohrer und Klingner Verdigris, Diamine Carnaval и Diamine Oxblood смылись уже при первом тесте под душем. Прочесть их невозможно. После второй промывки исчезли Pilot Iroshizuku Fuyu-gaki. Остатки записей неводостойкими Pilot Iroshizuku Ku-jaku, Pilot Iroshizuku Chiku-rin и Waterman Havana с трудом, но читаются и после второго теста.
Он неводостойких чернил не ждешь и светостойкости, и чаще всего это правильно. Pilot Iroshizuku Chiku-rin и Fuju-gaki, как и Pelikan 4001 Royal Blue и Violett сильно выцвели. Почти так же выцвели и Private Reserve Tropical Blue. Однако неводостойкие Pilot Iroshizuku Ku-jaku и смывающиеся первой же каплей Diamine Oxblood отлично выдерживают яркий свет, совершенно не меняясь. Хорошо выдерживают и воду, и свет чернила Waterman Havana, но до водостойких они всё же не дотягивают.
Список протестированных неводостойких чернил – лишь малая часть из выпускающихся в мире, так что ранжировать их нет смысла. Здесь они нужны для сравнения, чтобы показать разницу с водостойкими и пигментными. Как я уже говорил, от неводостойкий чернил я отказался и свой запас раздам.
Водостойкие чернила показали разные результаты в тестах, так что есть смысл проранжировать их.
- Diamine Registrar’s Blue Black. Водой не смываются, на солнце не горят. Кажется, со временем они стали темнее и ушли в черный, хотя при написании были, скорее, голубыми. И это логично: орешковые чернила темнеют со временем.
- Koh-i-Noor Document Black. На мой взгляд, недооцененные химические чернила, о которых почему-то никто не пишет и в тестах не упоминает. Как и Diamine Registrar’s, они не меняются ни от воздействия воды, ни на ярком свете. Справедливости ради, я еще не видел, что будет, если они высохнут в ручке. Поэкспериментирую на недорогом китайском инструменте.
- TWSBI Blue Black. Чернила без претензий на оригинальность, но хорошо показали себя в обоих тестах. Я пишу ими больше всего. От рук они тоже отмываются плохо, так что пятна на пальцах – нет-нет и вляпаешься – их “заслуга”.
- Rohrer und Klingner Sсabiosa. Фиолетовый пигмент частично вымылся и подкрасил фон вокруг записи, но дальше дело не пошло. Под воздействием света чернила чуть выцвели.
- Pelikan 4001 Blue Black, Platinum Blue Black, Pilot Black, Pilot Blue Black. Эти чернила показали примерно одинаковую водостойкость и светостойкость. В тесте с водой немного вымылся пигмент, в тесте на ярком свете они умеренно выцвели. Pilot Blue Black и Platinum Blue Black лучше выдержали душ, Pelikan 4001 Blue Black и Pilot Blue Black меньше подвержены выгоранию. Но и те, и другие легко читаются после испытаний.
- Чернила серии Platinum Classic: Lavender, Cassis Black, Sepia Black и Forest Black и Rohrer und Klingner Salix тоже показали неплохую стойкость к воздействию воды и яркого света. Они вполне читаются после душа. Хотя цветной пигмент почти полностью вымылся, линии от орешкового компонента хорошо сохранились. Яркий свет порядочно обесцветил письмо, но до конца не вывел, и текст хорошо виден. Эти чернила оказались в хвосте теста на стойкость, но текст ими выглядит красиво и свежо, так что я всё равно люблю эти чернила. Тем более, что только они, да и Scabiosa от Rohrer und Klingner, выбиваются из сине-черной и черной гаммы водостойких чернил.
- Lamy Blue Black. Распространенные в России чернила показали хорошую водостойкость, на уровне Pelikan 4001 Blue Black, но удивительно разочаровали в плане светостойкости. Конечно, это ничего не значит, если вы будете держать записи в закрытом блокноте, но кто знает, как поведут себя записи этими чернилами со временем.
Ранжирование не означает, что какие-то чернила хуже других. Мне нравятся все из перечисленных водостойких. Чаще всего я пишу чернилами TWSBI Blue Black, просто потому что они доступны, и я исписываю их много. Не так давно мне подарили графоманскую бутылку Pilot Blue Black, 350 мл. Она есть на первой фотографии в этой заметке. 350 мл это пять пузырьков TWSBI по 70 мл, Не литр Pelikan 4001, но всё равно хоть залейся. Предвижу, что буду писать ими чаще.
Почти все пигментные чернила из теста повели себя прекрасно, нисколько не пострадали от воды и никак не обесцветились. Японские Kakimori, Sailor Seiboku (Blue Black), Sailor Kiwaguro (Black), Sailor серии Storia, Platinum серии Pigment: Blue, Rose Red, и Platinum Carbon Black – все хороши. Единственное исключение – Platinum Pigment Brun Sepia постепенно выцветают на солнце. Есть подозрение, что мне попался бракованный или испорченный пузырек с ними: плохо текут и скатываются с бумаги. Цветные немецкие Rohrer und Klingner серии SketchINK хороши для письма, а черные Lotte отлично ведут себя с акварелью.
Важное замечание: чтобы пигментные чернила не расплывались от воды, им нужно просохнуть как минимум в течение хотя бы 30 минут. Platinum Carbon Black и вовсе требуют часа сушки. Даже если они выглядят просохшими и не пачкаются, могут расплыться под кистью или смазаться, когда вы проведете по ним рукой или ластиком. Опять же, если вы поспешите и начнете рисовать ими по едва влажному листу, чернила некрасиво расплывутся.
Какие чернила выбрать?
Как я уже писал, написанное ценнее ручек. Если ручка слишком дорога для заправки хорошими чернилами, то она в принципе слишком дорога для владения. Зачем брать ручку, которой не будешь писать? Если мне нужны пигментные чернила, я заправляю их в ручку, которую можно разобрать и почистить, и не буду заливать их в неразборную ручку. Ну а дальше простые правила.
- Не оставлять надолго без использованию заправленную ручку.
- Почаще заправлять ручку. Стараться не оставлять высыхать ручку, в которой закончились чернила.
- Промывать ручку от чернил хотя бы раз в месяц, даже если постоянно ей пользуешься.
- Использовать специальные жидкости для промывки перьевых ручек. Они редко попадают в Россию, так что я разбавляю их водой, чтобы растянуть.
- Если вдруг вышло так, что чернила засохли – не паниковать, а пробовать промывать и, если это серьезно, разбирать и чистить.
- Разборку и ремонт делать в спокойной обстановке и с инструментами под рукой. В спешке и с подручными инструментами высок шанс сломать или потерять хрупкие детали. Главный принцип ремонта – думать и разбираться прежде чем что-то делать и не применять насилия.
- Если уж что сломалось – не огорчаться. Вещи ломаются, и инструменты для нас, а не мы для инструментов.
Орешковые чернила за всё время не испортили мне ни одной ручки, я заправляю их без страха в любую.
Пробуйте, читайте обзоры. И имейте в виду, что чернила одной серии и разных цветов могут быть совершенно разными: TWSBI Blue Black водостойкие, а TWSBI Blue нет. Pelikan 4001 Blue Black водостойкие, а Pelikan 4001 Royal Blue сразу расплываются. Даже чернила одного класса и разных цветов в одной серии могут вести себя по-разному.
Зачем вся эта сложная возня с перьевыми ручками, если есть простые современные шариковые и роллеры?
Для удовольствия от письма и красоты.