Чернила. Часть 1

Чернила, исписанные с начала года

С удивлением обнаружил, что за пять месяцев исписал почти три 70 мл пузырька чернил. И это только темно-синих. Это много. Во-первых, психоаналитическая школа требует записей, а во-вторых — полюбил перья с жирной линией. Пишут толсто и чернила пожирают. 

С перьевыми ручками я дружу давно, лет двадцать. Первую ручку, желтый Waterman Charleston, я купил в обычном магазине, а к ним голубые чернила Waterman. Самые обычные. И сейчас вынужден сканировать и вытягивать все тогдашние записи, потому что чернила выцвели и почти не читаются. Плохой сюрприз. Оказывается, чернильный текст может пропадать сам собой. А еще на блокнот с заметками водорастворимыми чернилами можно пролить чай, или попасть с ними под дождь, и текст совершенно смоется. Со временем я стал бояться красивых цветных чернил, потому что они смываются и выцветают. Стал выяснять, как этого избежать и узнал о водостойких чернилах.

Перьевые ручки входят в моду, а я за двадцать лет небольшую собаку на перьях и чернилах слопал, так что есть чем поделится. Делюсь. И в скобках указываю английские термины, потому что большинство чернил в России импортные. Заодно приведу примеры разного класса чернил из знакомых мне. На энциклопедию чернил не претендую, потому что десятки фирм выпускают сотни марок. Тестировать все и не требуется: на рынке постоянно появляются новые марки чернил, а любители перьевых ручек постоянно публикуют тесты. Искать и читать всё это придётся по-английски. 

Какие бывают чернила

Чернила бывают «индийскими» и «для перьевых ручек». «Индийские» (indian ink) — тушь, чернила для каллиграфии, акриловые и прочие. Их можно использовать для перьев-макалок (тех, которые надо макать в чернильницу), рейсфедеров (чертежный инструмент) или для рисования кисточкой. В автоматическую перьевую ручку их заливать нельзя: высохнут и ручку заклеят. Испортят так, что не починить. Некоторые ручки, впрочем, удаётся восстановить — есть секреты, но получается это далеко не всегда. 

Чернила для автоматических перьевых ручек (fountain pen ink) бывают неводостойкими (non-waterproof), водостойкими (water-resistant) и водозащищенными (waterproof). Я не говорю о ситуациях, когда блокнот пролежал в воде несколько часов и бумага раскисла до состояния киселя или склеилась в брикет, который невозможно разобрать на листы. Чаще блокнот, даже если он побывал в ванне с водой, благополучно высыхает и сохраняется, хоть и коробится. 

Неводостойкий чернила

Неводостойкие чернила просто смываются водой. Иногда от них остаются слабочитаемые следы, если успеть быстро промокнуть бумагу салфеткой, но это вопрос удачи. Эти чернила я не люблю, не использую и разбираться в них не хочу. Из неводостойких чернил я использовал Waterman Blue, Pelikan Edelstein, Pelikan Royal Blue, Diamine Oxblood, Diamine Forest Green, Private Reserve Tropical Blue, некоторыми из серии Sailor Gentle и некоторыми Pilot Iroshizuku. Последними чернилами многие восторгаются. Писать ими приятно, записи выглядят изысканно, но и теряются они без следа.

Водостойкие чернила смываются водой частично. Они могут потерять цвет и яркость, но подмокшие записи читаются, если сохранилась бумага.

Неводостойкие чернила после воздействия воды

Водозащищенные чернила не смываются водой совсем. Вода на них после высыхания не действует. Это удобно для рисования: акварель поверх водостойких чернил даст грязные разводы, а водозащищенные чернила не затронет вовсе. Если же говорить о письме, то большой разницы между водостойкими и водозащищенными я не вижу. Намокший однажды блокнот все равно не будет выглядеть новым, а слегка пятнистый фон текст не испортит. 

Водостойкие чернила после воздействия воды

Водостойкие и водозащищенные чернила бывают пигментными и химическими. Большая разница. 

Пигментные чернила

Пигментные содержат в составе твёрдые частицы, которые приклеиваются к бумаге и окрашивают ее. А раз они приклеиваются к бумаге, то приклеиваются и к деталям ручки, если высохнут в ней. Чтобы этого не происходило, надо не забывать вовремя заправлять ручку, не оставлять ее надолго без работы и часто промывать. Это хлопотно. Но даже если все делать правильно, чернила в ручке немного подсыхают и ручка постепенно пачкается. Хуже текут чернила, сложнее начинать письмо, а линии становятся менее насыщенными. Загрязнение пигментными чернилами не то же самое, что «индийскими», но до конца промыть ручку сложно. Приходится разбирать её и чистить щеточкой, а это не всегда возможно и рискованно. Соединения расшатываются, да и хрупкие детали по неосторожности легко сломать. И, тем не менее, пигментные чернила хороши для рисунков, дневников и архивных записей. Большинство хороших цветных чернил именно пигментные, как и лучшие для рисования чёрные чернила. Из пигментных чернил я использовал Rohrer und Klingner серии SketchINK Lotte и Emma, некоторые чернила Kakimori, Sailor Seiboku, Sailor Kiwaguro, Sailor серии Storia, Platinum серии Pigment: Blue, Rose Red, Brun Sepia и лучшие из пигментных для работы с акварелью – Platinum Carbon Black. Кроме немецких Rohrer und Klingner все пигментные чернила из перечня японские.

Кстати, с пигментными чернилами лучше использовать ручки, в которых под основным колпачком есть внутренний, выполненный из мягкой пластмассы. Его видно, если заглянуть внутрь колпачка. Его стали устанавливать не так давно, так что встречается он на дорогих более или менее современных ручках.

Орешковые чернила

Химические чернила внедряются в структуру бумаги и окрашивают ее, а иногда и взаимодействуют с волокнами целлюлозы и хлопка. Цвет в них не приклеен к поверхности бумаги, а внедрен в ее структуру. 

Больше часть химических чернил относится к классу орешковых или железо-галловых. Эти чернила использовали ещё в Древнем Риме, а позже в Средневековье. Делали их из дубовых орешков, галлов. Это вовсе не жёлуди, а наросты на дубовых листьях, которые образуются вокруг личинок некоторых насекомых. Орешки дробили, замачивали, а потом добавляли в жидкость с экстрактом дубильных веществ железный купорос. Чернила получались стойкими, но химически активными. Надписи разрушали и продолжают разрушать бумагу и пергамен, и по сей день существует проблема консервации и сохранения средневековых манускриптов, сплошь написанных железо-галловыми чернилами. Современные железистые чернила, конечно, из дубовых орешков не делают, но химически они похожи на старинные. Они не так активны, и написанное ими должно прожить дольше. Скорее уж бумага разрушится. Впрочем, пока это лишь заверения фирм-производителей. Точнее можно будет сказать лет через триста – пятьсот. Посмотрим. 

Разной степени водостойкости орешковые чернила, которые я знаю: TWSBI Blue Black, LAMY Blue Black, Platinum Blue-Black, Pilot Blue Black, Pelikan 4001 Blue-Black, Rohrer und Klingner Salix и Scabiosa, Diamine Registrar’s, вся серия  Platinum Classic. Да, кроме Platinum Classic и Scabiosa от Rohrer und Klingner все сине-черные. Люблю я их. Много лет назад я сам смешивал фирменный сине-черный цвет, чего теперь делать не рекомендую. Компоненты могут прореагировать неожиданным образом, и не только в пузырьке, но и в ручке или на бумаге. 

Традиционные орешковые чернила на письме светлые, но с высыханием и после него темнеют до темно-коричневого или совершенно черного цвета. Процесс потемнения продолжается долго, возможно годами. Многие из современных орешковых чернил двухкомпонентные. В них есть железистый компонент, который темнеет до серого или черного и пигмент, который окрашивает написанное, но смывается водой. То, что дает разводы после намокания – как раз такой смываемый пигмент. Таковы все чернила из орешковых, кроме Diamine Registrar’s. Эти чернила в полном смысле водозащищенные, вода не воздействует на них совсем. Собственно поэтому они и «регистрационные» – подходят для записей в прошнурованных книгах регистрации чего-нибудь юридически важного. 

Чернила на основе жидких красителей

Из химических на основе жидких красителей я использовал только Koh-i-Noor Document Black. Хвалят чернила этого класса из Noodler’s из “пуленепробиваемых” (bulletproof). Их много, разных цветов, но я писать ими не пробовал.

Архивные чернила

Если уж зашла речь о документах, то чернила для их подписания называют иногда архивными. В делах юридических важна форма, так что в Европе такие чернила должны иметь сертификат ISO 14145-2. Для получения сертификата чернила тестируют на устойчивость к воде, ультрафиолету и отбеливателям. Конечно, вывести с бумаги можно любые записи, но важно, чтобы следы таких манипуляций были хорошо заметны. Архивные чернила можно вывести только повредив структуру бумаги, что будет заметно невооруженным глазом. Среди чернил, у которых есть сертификат, Montblanc Permanent Blue и Permanent Black, Rohrer und Klingner серии Dokumentus и уже упомянутые Koh-i-Noor серии Document. Замечу, что архивными бывают чернила разных классов, химические и пигментные. Если такого сертификата нет, то это не значит, что чернила размоются или обесцветятся со временем. Просто фирма-производитель не озаботилась его получением. Есть множество стойких к воздействию химии и ультрафиолета чернил, у которых нет никакого сертификата.

Кстати, еще в начале 1990-х документы в России было принято подписывать ручкой-макалкой и тушью. Первый свой паспорт я подписывал так, на обляпанном кляксами столе. Второй паспорт я подписал обычной шариковой ручкой, и уже через три года подпись под целлофановой пленкой начисто выцвела.

Какие чернила выбрать?

Неводостойкие чернила хороши тем, что из любой ручки вымоются без следа. Современные ручки делают из пластика, а старые – из эбонита, целлулоида, казеина, и окрашиваются они прекрасно. От неводостойких чернил лучше отстирывается одежда. Да, это проблема – эмоциональный взмах рукой, в которой лежит антикварная ручка, и клякса на рубашке обеспечена. Ну а сохранность… Кажется, что воде не место на блокнотах, но то и дело, она туда попадает. В конце концов я отказался от неводостойких чернил совсем. Как сказал мой друг: «Нет смысла записывать то, что может быть смыто».

Перманентные чернила прекрасны, но легко забивают ручку. Большинству моих ручек много лет, некоторым под сотню. Материалы от времени становятся хрупкими, и некоторые из ручек разбирать для чистки страшно. Казеин вообще портится от воды; парадокс, но ручки из него делали довольно часто. Я использую пигментные чернила для чистовых записей, которые планирую хранить долго или которые должны быть сделаны в необычных цветах. И, конечно, использую черные чернила, чаще всего Platinum Carbon Black, для скетчей с акварелью. Ну а ручки… что же, разбираю и чищу. 

Больше всего я люблю орешковые чернила. Они достаточно водостойкие, красиво выглядят и не забивают ручку. Оставлять их в ручке надолго всё же не стоит, потому что высыхая, они склонны склеивать поршень внутри. Чтобы вымыть их, приходится замачивать ручку, а потом сушить. В сообществе любителей пера пишут, что орешковые чернила химически активны и приводят к коррозии металлических деталей. Я с этим не сталкивался, хотя пишу орешковыми чернилами давно. Лишь одно из золотых перьев Swan у меня потемнело. Современные орешковые чернила называются так по традиции, они гораздо менее химически активны. Некоторые производители пишут на упаковках, что не рекомендуют заправлять их чернила в ценные ручки, но чаще всего они так перестраховываются. Но иногда с такими чернилами следует быть осторожным. Ручки с латунными корпусами от орешковых чернил сильно темнеют и в перспективе корродируют. А вот что гарантировано испортят орешковые чернила, так это кустарные гибриды, вроде вставленных под перо латунных пластинок или стальных перьев, предназначенных для ручек-макалок, вместо стандартных. Всё это экзотика, если вы не занимаетесь конструированием собственных ручек. В обычных ручках, где перья или золотые, или из нержавеющей стали, орешковые чернила всем хороши. 

Я убежден, что написанное вами гораздо ценнее любых ручек, так что если водостойкие чернила что-то окрасят, то это будут лишь следы вашей жизни на дорогой вещи. Большинство перьевых ручек все равно переживут нас, так что беспокоиться о сохранности этих инструментов следует в меру. В конце концов, вы не музей и покупали ручки, чтобы с удовольствием писать, а не хранить их. 

Остается вопрос, какие из чернил доступны в России. Сейчас из перечисленных можно свободно купить TWSBI Blue Black, LAMY Blue Black и Koh-i-Noor Document Black. Периодически привозят чернила фирмы Platinum. Через китайские магазины можно купить Pilot Blue Black, Platinum и некоторые Rohrer und Klingner для рисования. Как пишут, хороши китайские ореховые чернила Ostrich, которые я хочу как-нибудь попробовать. Есть ещё чернила «Радуга 2» разных производителей. Чаще всего встречаются чернила фирмы «Гамма», и условно водостойкие из них только фиолетовые. Всё остальное придется покупать окольными путями.

В следующей заметке я покажу результаты тестов чернил из примеров на водостойкость и светостойкость. И напишу понемногу про каждую из упомянутых марок. 

P.S. Есть высокие шансы вывести с одежды пятна от водостойких чернил, когда они совсем свежие и не успели высохнуть. На практике работает такой способ: быстро залить пятно моющим средством, подставить его под кран так, чтобы струя воды протекала сквозь ткань. Воду включить теплой, но не горячей. Минут через десять можно нанести моющее средство еще раз и сделать воду совсем горячей. Успех не гарантирован, но часто получается.

P.S.S. Промывать ручку от пигментных чернил удобно с помощью ирригатора для полости рта. Больше всего чернил скапливается на ридере под пером. Его тоже можно промыть ирригатором, но придется для этого вынуть. Если вы делаете это, то на свой страх и риск. Я не рекомендую делать этого без знания устройства ручки и навыка.

Чернила. Часть 2.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены