Трубокуры. Жак Тати

Жак Тати

Собственно трубокур не сам Тати, а его герой, Юло. Но между Тати и Юло трудно провести разницу: Юло – это Тати, а Тати – Юло.

Режиссёр и актёр Тати снимал фильмы про себя. Снимал без крупных планов и прочих кинематографических штучек. Завоёвывал внимание игрой актёра, а не спецэффектами. Для зрителей, избалованных динамикой блокбастеров, его фильмы скучны, как тонкий трубочный табак скучен курильщику дешёвых сигарет. Не бьёт в голову с первой затяжки. Кино Жака Тати открывается наблюдательным. Но ведь и сама жизнь открывается тем, кто видит в окружающем красоту, а не ресурсы, в людях своеобразие, а не деньги и социальный статус. Каждый получает то, что хочет, одни цифры банковского счёта, другие – радость. Никакого обмана, всё честно.

Два типа, почти два биологических вида, Юло и устроенные в жизни прагматичные люди. Хронопы и фамы у Хулио Кортасара. К какому виду принадлежать – решает сам человек. Фроммовский выбор: быть или иметь. Можно выбрать только одно. Сам Тати говорил о Юло как Кортасар о хронопах: в мире много Юло, больше, чем думают.

Тати умудряется показывать капитализм смешно, но без желчи. Его сатира добра, как добр сам Юло. Совершенная чесалка для спины, полностью автоматизированный дом, который запирает в гараже своих хозяев, если мимо датчика не вовремя прошла такса. Дом, на содержание которого хозяйка тратит свою жизнь, и в котором смертельно скучно маленькому любознательному мальчику. Офисное пространство, разделённое перегородками на кроличьи садки. Одинаковые квартиры, одинаковые машины и синхронные движения их владельцев – успешных уважаемых людей, начисто лишённых поэтичности. И буйные развлечения в наспех построенном кафе, когда ночь начинается со светского разговора и заканчивается бессмысленной дикой суматохой. Среди всего этого Юло как кость в горле. Он раздражает, он неуместен, от него одни неприятности и недоразумения. Когда его вытесняют – становится спокойно… и скучно. Спасает от скуки только то, что неуклюжий и странный Юло успел хоть немного заразить своей недотёпистостью успешных и респектабельных.

А ещё, в фильмах Тати часто появляются облака, то в стеклянной витрине, то на фоне небоскрёбов. И солнечный луч, отражённый от окна – стоит навести его на клетку с канарейкой, как она начинает петь.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены