Русские и уничтожение бизонов в Америке

Социальное партнёрство
Буффало Билл. Социальное партнёрство. Отсюда

После всех этих историй с вертолётными охотами вспоминается другая охота. Истребление бизонов в Америке времён её завоевания белыми.

Когда в Северную Америку пришли европейцы, они застали там самые многочисленные скопления животных, какие когда-либо знал человек. Речь идет о двух видах фауны, один из них — американский бизон. Сначала его убивали ради мяса. Потом стали убивать из политических соображений, стремясь уморить голодом индейцев, для которых бизон был одним из главных источников существования, даже кости и кожа шли в дело. Пресловутый Буффало Билл, он же Вильям Коди, в один день застрелил двести пятьдесят бизонов… В районах, где водились бизоны, смрад от гниющих туш вынуждал пассажиров закрывать окна поездов. Потому что в это время бизонов убивали уже только ради языка — он считался изысканным лакомством, — а туши бросали.

Джеральд Даррел. Поймайте мне Колобуса

Конечно, аналогия не полная, но отношение к земле, к людям, к жзни у европейских колонистов и у наших чиновников-бизнесменов одинаковое. Они хозяева на этой земле, их мало волнует будущее этой земли. "Проблемы индейцев шерифа не интересуют" — есть такая циничная поговорка. Главное, чтобы эта земля была такой, какая нужна им, чтобы давала богатство и удовольствия, чтобы люди были сговорчивые и уступчивые.

Сейчас много говорят о социальном партнёрстве. Пример социального партнёрства индейцев с колонистами есть в каждом учебнике. Его перспективы совершенно ясны. И не стоит надеяться на гуманизм колонистов. Гуманист Марк Твен писал:

…лишите индейца инстинкта попрошайничать, и он не сможет жить, как не могут идти часы без маятника; вечно голодные, они не отказываются от пищи, которой кормят свиней, но часто едят и то, от чего свинья отказалась бы; они охотники, но предел их охотничьей страсти — убить зайца, сверчка, кузнечика и съесть свою добычу или отобрать падаль у койотов и сарычей; если спросить этих дикарей, верят ли они, как большинство индейцев, в некого высшего духа, на их лицах отразится что?то отдаленно напоминающее волнение, ибо им послышится, что речь идет о винном духе; этот очень немногочисленный, ничем не объединенный народец, эти почти голые темнокожие, с умом малого ребенка, ничего не производят,

И бушмены и наши гошуты, по всем признакам, несомненно, происходят от той самой обезьяны, или кенгуру, или крысы, которую дарвинисты считают Адамом животного царства.
…отвращение, которое я … чувствовал к гошутам, заставило меня … поразмыслить: уж не слишком ли высоко я ставил краснокожих, глядя на них сквозь романтическую дымку? Открывшаяся мне истина развеяла очарование. Удивительно, как быстро с «благородного индейца» сошла мишура и позолота и обнаружилось создание коварное, неопрятное, убогое, и как быстро пришлось убедиться, что любое индейское племя — это те же гошуты, более или менее преображенные под влиянием обстоятельств и окружающей среды, но по существу все-таки гошуты. Они достойны жалости, бедняги! Я готов пожалеть их, но только издали. Вблизи никто их не жалеет.

Марк Твен. Налегке

Это Марк Твен, один из лучших американцев того времени. Можно представить, какими были взгляды рядового чиновника или дельца. Уверен, что "охотники" придерживаются такого же мнения о нас.

Социальное партнёрство между индейцами и колонистами было, и оно плохо кончилось для индейцев. Может быть, не стоит повторять их ошибок?

Comments

comments