Рауль Пек. «Молодой Карл Маркс»

Рауль Пек. Молодой Карл Маркс

На 14-м фестивале немецкого кино в «Авроре» прошел фильм Рауля Пека «Молодой Карл Маркс». Это фильм о молодости Маркса, а точнее – о плодотворном и определяющим всю его последующую жизнь периоде с 1842 по 1847 годы, со встречи Маркса с Энгельсом в Париже до написания черновика «Манифеста Коммунистической партии».

В фильме есть главное об двух этих людях – в нём видны гуманистические истоки их взглядов. Не политика, не экономика, а сострадание и эмпатия определили их. Нам упорно навязывают стереотип о том, что Маркс выпустил на свет джинна классовой борьбы, что совершенно неверно. Стихийная вражда между буржуа и пролетариями была с самой промышленной революции. Маркс с Энгельсом лишь обосновали горький вывод: слова о свободе, равенстве и братстве останутся словами, пока не будут подкреплены реальным противостоянием классов. Они не хотели войны ради войны, они лишь убедились, что нет других способов прекратить дегуманизацию.

Марксизм лег в основу нескольких психотерапевтических теорий. Это странное сочетание – экономико-политическое учение и психотерапия. Но в том-то идея, что любви к человеку, веры в человека и экзистенциального понимания человека в марксизме хватит и на терапию. Это неочевидный тезис, и он прослеживается на протяжении всего фильма.

В картине явно просматриваются несколько смысловых слоёв. Первый – исторический, хорошо понятный тем, что узнает о Марксе впервые (да, все слышали о Марксе, но мало кто выходит за рамки мифологического представления о нём). Все прочие содержат массу отсылок к книгам героев фильма, и без них не будут понятны. Так, странно выглядят семейные отношения героев для тех, кто не знаком с «Происхождением частной собственности, семьи и государства». Словесная стычка в клубе, тоже далеко выходит за рамки заочного конфликта Энгельса с отцом. Герои обвиняют одного из промышленников в эксплуатации детского труда. Он отвечает на обвинение тем, что все так делают, что конкуренция заставляет его нанимать на работу детей. Ведь если он не будет эксплуатировать детский труд, а другие будут, конкуренция разорит доброхота. Буржуазный аморализм происходит не от того, что буржуа – злые и порочные люди. Конкуренция заставляет их делать трудный выбор – перестать быть добрыми или разориться, и они по слабости или под давлением обстоятельств выбирают первое. Конкуренция принуждает рабочих к наемному труду, она же заставляет собственников выжимать из наемных рабочих всё без остатка. Круг замыкается, и в этом круге не остаётся ни добра, ни свободы. Ни для кого. Под давлением экономического принуждения действуют все участники.

Иными словами, человеку, знакомому с марксизмом, в фильме будет понятно больше, чем неофиту. Впрочем, от этого картина остаётся интересной и для тех, и для других. Однако у всего есть мера. После фильма в зале была попытка провести обычную для фестивалей дискуссию. И эту дискуссию участники превратили в фарс, в первую очередь полным незнанием истории Европы. Занавесом стало недоумение одного из участников, почему вместо русского Бакунина в фильме не появился русский Ленин. Ещё большее удивление вызвал у него ответ, что события в фильме происходили за двадцать лет до рождения Ленина. Конечно, людям, не оскверненным даже минимальным знанием истории, фильм не понравится.

Впрочем, это не страшно. В русском прокате этого кино нет и не будет, и причин тому много. У пиратов он тоже вряд ли появится. В оригинале звучат три языка: немецкий, английский и французский, так желающим посмотреть его здесь придётся искать подходящую озвучку или субтитры.

Comments

comments