Новости о прокате велосипедов

Bicing.jpg

В продолжении темы о системе проката велоcипедов Velib

Есть две новости. Плохая – из Парижа, хорошая – из Барселоны. В этих городах два года назад почти одновременно стартовали практически одинаковые программы проката велосипедов. И там и там горожане с радостью приняли новшество. Но теперь в одном мегаполисе организаторы говорят о провале и подсчитывают убытки, а в другом рапортуют об успехах и развивают проект. В чём причина?

Система Bicingбыла запущена в Барселоне в марте 2007 года, и произошло это сенсационно успешно: в течение первых двух месяцев участие в программе приняли 30 тысяч человек, хотя на тот момент было лишь 15 станций выдачи и 200 великов. С тех пор Bicingрасширялась и развивалась быстрыми темпами.

Как сообщает TreeHugger, в настоящее время в каталонской столице насчитывается 400 станций, 6000 велосипедов и 186 тысяч зарегистрированных «абонентов» (самые оптимистичные прогнозы были на 85 тысяч).

За два года велопрокат стал в Барселоне дополнительным видом общественного транспорта, которым постоянно пользуются 9% горожан (или 15%, если не считать пожилых людей и детей).

Наряду с новостями об успехах испанской программы стало известно о провале аналогичной инициативы во французской столице. Два года назад мы опубликовали материал под заголовком «Париж вслед за Лионом падёт под натиском велопроката», однако, как сообщает BBC, всё произошло с точностью до наоборот – под натиском парижан пал велопрокат.

Серьёзнейшие проблемы проекта V&eacutelib’ (velo + liberte = «Велосвобода») начались всего через 18 месяцев после, казалось бы, успешного его запуска в июле 2007-го. Горожане встретили идею с энтузиазмом, к тому же мэр Парижа Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoe) заявил, что велосипеды являются частью мер, направленных на то, чтобы сделать столицу «зелёной». Дескать, да здравствуют экология и здоровье людей.

По данным на февраль парижская статистика такова. В городе действуют 1450 станций с 20 тысячами велосипедов (говорят, это крупнейшая такая сеть в мире), коими обитатели французской столицы воспользовались 42 миллиона раз.

Однако 7800 байков за это время «исчезли», то есть их, скорее всего, банально спёрли. (Каждый, между прочим, стоит 400 евро.) Кроме того, 11 600 великов пострадали от вандалов. В день приходится ремонтировать по 1500 велосипедов, а брошенных где попало находят штук по 20 в день.

Всё это идёт вопреки прогнозам и крайне расстраивает корпорацию JCDecaux, которая взялась за финансирование V&eacutelib’ в обмен на 10-летнюю лицензию, предусматривающую размещение рекламы на 1628 билбордах в Париже. Компания заявила, что её расходы на содержание проекта настолько велики, что частный бизнес не может справиться в одиночку, «ибо налицо проблема несоблюдения общественного порядка».

JCDecaux, пострадавшая и от мирфинкризиса, желает пересмотреть контракт с городом, поменять бизнес-модель и переложить затраты на замену украденных велосипедов на муниципальные власти. Переговоры идут.

Любопытно, что с 2007 года аналогичные схемы аренды байков действуют во многих европейских городах, например, в Брюсселе, Копенгагене, Люксембурге, Стокгольме, Берлине, Франкфурте, Кёльне, Штутгарте, Хельсинки, Осло, Вене и так далее. Да в том же французском Лионе всё в порядке, а Париж так некрасиво ославился.

Между тем за парижской историей внимательно следят в Лондоне, Мельбурне и Дублине, где собственные системы велопроката должны заработать через год-два.

Статья целиком

Майк Науменко когда-то пел про гопников, которые мешают жить. Вандализм мешает жить, ведь системы, которыми пользуются миллионы людей, действительно могут закрыть из-за цинизма тысяч люмпенов. Предполагаю, что в деградировавшей в социальном плане РФ такой прокат попросту невозможен. Опыт уже есть. Repovesty с Велопитера заметил:

Сразу вспомнилось, как подобное сделали в Вильнюсе году в 2002, если не ошибаюсь. Из 3000 велосипедов за первые сутки было украдено 1200 штук. Через неделю осталось только 250.

Это при том, что велы были очень дешевые, с покраской оранжевого цвета, и как-то так специально подобранные, что большинство узлов и агрегатов нельзя было использовать как запчасти — они были нестандартные.

Comments

comments