Марксизм возвращается

Однажды в официальном письме я написал слово «сотрудники». Меня тут же поправили: «У нас нет сотрудников, у нас работники». Действительно, нигде в документах не пишут «сотрудник», пишут «работник». Потому что на большинстве предприятий нет труда, есть работа.

…труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это — принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. Отчужденность труда ясно сказывается в том, что, как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут, как от чумы. Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуждает, есть принесение себя в жертву, самоистязание. И, наконец, внешний характер труда проявляется для рабочего в том, что этот труд принадлежит не ему, а другому, и сам он в процессе труда принадлежит не себе, а другому.

К.Маркс. Экономико-философские рукописи 1844 года

Знакомо? Это о различии труда и работы.

Труд имеет глобальную цель, имеет результат, значимый для всех, кто трудится. И, конечно, это коллективный, согласованный и добровольный процесс. Со-трудники, трудящиеся вместе. Сопричастность делает труд источником и основой социальных связей, жизнь сосредоточена в труде. И его результат, так или иначе, остаётся у сотрудников. От этого труд становится творческим, есть чем вдохновляться, а творческий труд не истощает сил.

У работы нет другой цели кроме одной: дожить до конца рабочего дня, получить деньги и уйти заниматься чем-то другим. Если на другое силы останутся. Конечно, это процесс сугубо индивидуальный, почти тайный. Не принято заглядывать в чужую работу, и, тем более, интересоваться чужими деньгами. Потому что в этих деньгах содержится большая часть жизни. Работа отнимает жизненные силы в обмен на вознаграждение. Кроме жалования никакого значимого для работника результата от работы нет. Весь результат остаётся нанимателю, в ответ он лишь жалует вознаграждение — жалование. Значит, и творчеству на работе нет места, а если нет творчества, наступает усталость.

Речь об отчуждении, отчуждении результатов труда от человека, отчуждении мира от людей, его творцов, отчуждении людей друг от друга, человека от самого себя. Отчуждённый мир превращается во внешнюю силу, неволящую изначально свободного человека.

Отчужденный человек не только чужд другим людям, он лишен человечности как в естественном, природном, так и в духовном смысле. Такое отчуждение от человеческой сущности ведет к экзистенциальному эгоизму, который Маркс определяет как превращение человека в «средство своего индивидуального существования«. В отчужденном труде человек лишается даже своего тела и окружающей природы, а также своего духовного «Я», себя самого как человеческого существа.

Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. Если человек считает высшей целью доход, труд и экономию, трезвость и прочее, он упускает из виду подлинно моральные ценности: богатство чистой совести, добродетели. В состоянии отчуждения каждая сфера жизни не связана с другими (экономика с моралью и т. д.). И это специфическая особенность царства отчуждения, где каждый вращается в кругу своей собственной отчужденности и никого не трогает отчужденность других людей (чужая боль).

Э.Фромм. Марксова концепция человека

Марксов «Капитал» переиздают во всём мире, и он неплохо продаётся. Русское издание книги вновь можно купить в книжных магазинах, и часто оно украшено ярлычками «Лучшие продажи». В Японии издали «Капитал» в комиксах стиля манга, и он стал бестселлером. Марксизм возвращается и снова становится популярным. И приходит он не так, как его ждали и боялись, не как способ экономического преобразования общества. Он гораздо мощнее — это средство против отчуждения.

Ссылки
Комикс манга по книге «Капитал»
Эрих Фромм. Человек одинок
Карл Маркс. Экономико-философские рукописи 1844 года
Эрих Фромм. Марксова концепция человека

Comments

comments