Интерпассивность – передать жизнь гаджету

Сколько закладок в вашем браузере сохранено на «прочитать потом»? Как давно сделаны самые старые из них? Сколько книг вы скачали в электронную читалку и как давно они там лежат? Сколько непрочитанных книг стоит в вашем книжном шкафу? Если во всех пунктах «много» и «давно», значит вам знакомо понятие интерпассивности.

Человек – существо символическое, он использует символы, чтобы упростить себе жизнь. Там, где животное совершает прямое действие, человек может отложить, перепоручить или подменить одно действие другим. Например, трудно представить себе очередь у животных, ещё труднее – очередь электронную. Люди же могут занять очередь и отойти погулять, сообщив об этом окружающим. А могут вообще ни в какой очереди не стоять, перепоручив это списку или электронному автомату. Номерок на бумаге – символ порядка среди других желающих и замена стоянию в душном помещении, как деньги – символ и замена блага, штамп в паспорте – замена брака, социальный статус – замена череды драк в выяснении места под солнцем.

Дальше начинается самое интересное. Если символу можно поручить стоять в очереди или представлять собой ценность для обмена, то ему можно поручить и действовать, мыслить, наслаждаться и жить. Такая передача части своей жизни другому – человеку, вещи или нематериальному символу и называется интерпассивностью. Философ Роберт Пфаллер ввел этот термин в противовес интерактивности. Интернет делает реальным взаимодействие с книгами, интернет-СМИ. Даже обыденная реальность расцвечена всеми возможностями, которые даёт смартфон. Как мы используем их? Оказывается, что человек всё чаще поручает технике жить за него. Купить программу-путеводитель и не пройти по описанным в нём местам, загрузить в ридер книгу и ограничиться её проверкой, скачать фильм и не посмотреть его. Это, перепоручение фрагмента реальной жизни какому-то устройству, и называется интерпассивностью.

Не то, чтобы интерпассивность нова. В большинстве религий чтение молитв можно поручить священнику, а буддисты закладывают написанные на ткани молитвы в барабан, заменяя обращение к высшим силам вращением такого барабана. В русской армии высокородное дитя записывали в элитный полк. Ну и книги «для украшения шкафа» покупали всегда. Но электронные устройства дают такие возможности для интерпассивности, что привычка к ней в обычной жизни, не связанной с потреблением информации, становится неискоренимой. Понаблюдайте за собой, стали вы больше читать с появлением у вас электронной книги? Стали чаще встречаться с друзьями после того, как зафрендились с ними в социальной сети? И дальше – стало ли в жизни больше романтики после появления Tinder? Стало ли в семье больше любви после переезда в новую квартиру? Стало в жизни больше добра с участием в благотворительных фондах? Больше политических изменений с комментированием постов оппозиционных интернет-сообществ?

Интерпассивность – психоаналитическое понятие. Здесь мне как аналитику хочется остановиться. Позиция человека – желать, жить, наслаждаться жизнью, не перепоручая желание, жизнь и наслаждение устройствам, книгам и другим людям

Comments

comments