Учеба для психологов. На кафедре Альфред Лэнгле. Он говорит о сложных случаях людей с окончательными диагнозами, когда трудно подбирать слова утешения и никуда не деться от самой глубокой правды. И вопрос из зала:
– У терапевта мало времени, почему бы не сказать человеку сразу, от чего у него рак? И работать дальше? Так вот правильнее.
Лэнгле дослушал перевод до конца, переспросил что-то у переводчика, потом переспросил у слушательницы:
– Что значит, от чего у него рак?
– Ну мы же знаем. От гнева… или обиды.
Повисла пауза, во время которой одни зачем-то уставились в носки собственных ботинок, а другие заметно оживились.
Нет ничего влиятельнее давно забытых теорий. Во времена молодости психоанализа психогенной природой наделяли всё на свете, и конечно, болезни. Бородавку на бедре женщины объясняли завистью к пенису. Я не шучу. Те времена давно прошли, но то и дело появляются новые психосоматическое теории, наполовину мистические, наполовину бытовые. И они – лёгкое объяснение всему – быстро становятся популярными. Таблицы причин болезни в книгах Луизы Хэй, Лууле Вилмы, Валерия Синельниковы и легиона других авторов – та же бородавка из зависти к пенису.
Но главное даже не это, а то, какую позицию по отношению к миру занимают иногда психологи-консультанты. В их мировоззрении больше веры в справедливый мир, чем в дикарях Танзании. Они всё знают, потому что почитали книжку бородатого чувака. Или им на дорогом семинаре так сказали. И уверенность их так велика, что ничего не стоит поселить в душе отчаявшегося человека мысль: он болен из-за ошибки двадцатилетней давности, вину по поводу которой он носит в душе до сих пор. Убийственная идея. В прямом смысле слова.
Лэнгле устроил десятиминутную лекцию о логике причинности, корреляции и детерминированности, современных исследованиях рака. Потом на всякий случай прямо сказал: предположений о причинах болезни в подобных ситуациях говорить нельзя. Но глаза у него были грустные: вряд ли слушательница поверит. А в глазах слушательницы было разочарование: отстал старик от современной науки.