Deus est spiritus

deus-est-spiritus.jpg

В средневековой Европе не существовало нумерации домов, а вместо адреса на фасадах рисовали или лепили какое-нибудь легко узнаваемое изображение. В Праге сохранилось множество таких домовых знаков. По сей день дома в исторической части города называются “У двух солнц”, “У красного льва” или “У трех сердец”. Этот барельеф с изображением Иисуса перед самаритянкой у колодца находится над входом в дом “У золотого источника”. Раньше здесь, на Малой Стране, прямо у стены Пражского града, был колодец. По легенде в колодце когда-то нашли золото или золотую жилу, и с тех пор дом и улочка так и называются, У золотого источника (U Zlat? studn?). Где-то здесь, в доме, подаренном ему императором Рудольфом II Габсбургом, жил звездочет, астролог и алхимик Тихо Браге.

Именно этот дом описан в романе Густава Майринка “Ангел западного окна”.

Заплутав в лабиринте узких улочек, я останавливаюсь у одного из прилепившихся к градчанской стене домишек, пытаясь рассмотреть вырубленный над стрельчатым входом рельеф: Иисус перед самаритянкой у источника. На желобе источника можно разобрать надпись:

«Deus est spiritus».

Да, воистину, Он — Дух, а не золото!

Мне вдруг хочется запомнить этот переулок, и я, задумчиво глядя на рельеф, спрашиваю женщину, которая выходит из дверей:
— Как он называется?
Она, проследив направление моего взгляда, отвечает:
— «У золотого источника», сударь, — и идёт своей дорогой.

Deus est spiritus, Бог есть Дух – были сказаны Иисусом Христом самаритянке, у которой он попросил воды (Иоанн 4:24).

Почему здесь эта надпись? Бог есть Дух. Согласно концепции пантеизма, которая получила распространение в Европе в XVI-XVII вв., Бог растворен во всем сущем. Европейцы всю историю от Средневековья до нашего времени изгоняют Бога из своей жизни, замещая его сначала обычными мирскими делами живых людей, а потом и погонью за прибылью – новой мировой религией. Ереси, Реформация, религиозные войны, расцвет натурфилософии и механицизм, Просвещение, материализм и атеизм. Пантеизм растворил Бога во всем и обезличил его. Шопенгауэр справедливо назвал пантеизм формой атеизма, он был шагом в сторону обмирщения жизни. Позднее деизм удалил Бога, объявив, что он сотворил мир и законы его движения, после чего оставил свое творение и наблюдает за ним. Глаз в треугольнике – знак такого Бога – архитектора и наблюдателя. Преобладающей стала механистичная картина мира, в которой все предопределено, все подчиняется законам движения, а значит, все может быть познано и управляемо с помощью математики и механики. Механистично понимается все, в том числе и вселенная, и это все чаще показывается в разного рода часах. Еще в Средневековье церковь владела умами и сердцами людей. В Новое время Лаплас в беседе с Наполеоном на вопрос “Граф де Лаплас, Вы написали очень интересную книгу, но я не нашел в ней Бога. Где в Вашей книге Бог?” ответил “Мой император, этой гипотезы мне не потребовалось”. Еще немного, и Ницше скажет: “Бог мертв”.

На мой взгляд, надпись Deus est spiritus на домовом знаке нужно понимать именно в контексте распространения пантеизма. Надо сказать, что Habiru не поддержал моего мнения (наша вчерашняя беседа на эту тему, надо думать, его утомила). Habiru считает, что я ищу аналогию там, где ее нет, и что все проще. По его мнению, домовой знак всего лишь домовой знак, и надпись “Бог есть Дух” приведена не как антитеза Богу-личности, но как антитеза идолу, то есть именно в том смысле, в каком ее говорит Иисус и описывает Иоанн:

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

В итоге из материала для коротенькой заметки фотография превратилась в большой вопрос.

Ссылки
Кроме беседы на богословские темы мы с Habiru испытали в деле его новый Nikon. На высокой чувствительности, да еще и со светосильной оптикой, он хорош. Результаты тут, тут и тут. К последней карточке я приложил руку, чему рад

4 comments On Deus est spiritus

  • Дэн, эта утверждение антитетично не только и не столько «идолу», сколько вообще любому материальному представлению о Боге и о том, каким образом он действует.

    Что же касается общей тенденции к обмирщению, то тут я с тобой согласен, а вот связь между представлением о Боге и, в особенности, пневматическим богословием Иоанна с вышеупомянутой тенденцией мне кажется сложнее. Все (или хотя бы доминирующие) посылки для указанного тобой развития мне нично не ясны… :-/

  • Дэн, а за портрет отдельное спасибо! Ты на своем опыте знаешь, как нечасто у человека с фотоаппаратом в рука есть свой приличный портрет 🙂

  • С первым согласен полностью.

    А пантеизм и деизм, я думаю, вышли не из Иоанна. Они просто появились при смене экономической системы и модели хозяйственных взаимоотношений людей, а уж потом оформились как идеологические и богословкие концепции. По старой русской пословице “Закон как дышло, как повернул, так и вышло” все зависит от толкования, а не от текста. Как мы знаем, сначала люди приходят к власти, а уж потом заботятся о легитимности своего правления. Точно так происходит и с идеологиями

  • Мне просто показали, куда нужно нажимать 🙂

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены