Честная психотерапия

Самое сложное в ремесле психолога – добраться от запроса, с которым пришел клиент, до реальной проблемы. Её сложно найти, но ещё сложнее о ней рассказать. Это, как сейчас говорят, контринтуитивно. Ведь казалось бы, если у человека панические атаки, зачем говорить о смысле жизни и целях? Ведь заниматься надо паническими атаками. При депрессии надо заниматься настроением, при заикании – речью, при конфликтах на работе – коммуникативными навыками. Бывает, что так и есть, но чаще первичный симптом, с которым и приходят к психологу, лишь указывает на другую проблему. Панические атаки могут быть от нереализованности и страха прожить бесполезную жизнь, депрессия – от насилия над собой, заикание – от неспособности справиться со сложными обстоятельствами.

Перед психологом всегда стоит выбор: остаться честным и пуститься в длинный разговор о реальных причинах проблем или заниматься тем, чем просят. В первом случае рискуешь остаться непонятым, чрезмерно заумным, странным или даже жадным. Во втором – идёшь на сделку с совестью и получаешь легкий заработок. И сделка с совестью вроде бы мягкая, ведь делаешь то, что клиент просил. И доля вины клиента в такой нечестности есть: он эмоционально не готов к правде, хочет сладкую обезболивающую микстуру вместо эффективного решения. Но всё равно это сделка с совестью.

Однажды, в самом начале пути психолога, я выбрал честность и продолжаю оставаться в ней. И не потому что я такой хороший, а потому что враньё клиенту очень напоминает душевную проституцию; потому что это обесценивает работу и ведёт к выгоранию. Оставаться честным в профессии психолога в долгосрочном плане здоровее.

Мне грустно видеть, как врут клиентам коллеги. К счастью, всё меньше таких психологов. И всё меньше таких клиентов. Отрадно, что люди в большинстве своём готовы слушать и внимательны к себе.

Comments

comments