Быть честным выгодно?

Меня передергивает от слов “Быть честным в бизнесе выгодно”. Обычно эти слова произносятся с гордостью: предприниматель честен, и он это демонстрирует. Иногда с укором и сожалением: не все еще у нас честные, но мы идем к этому. Между тем, в словах этих заключена огромная глупость. Двойная глупость.

Во-первых, этот тезис, как правило, ложен. Обмануть частенько бывает выгоднее, чем поступить честно. Экономисты бьются над апологетикой честности предпринимательства, они предлагают теории и механизмы, позволяющие объяснить, почему предпринимателю выгодно быть честным. Чаще всего в этом контексте обсуждается механизм репутации (ссылка). Предприниматель рассчитывает на расширение рынка в течение длительного времени, и ему важна будущая репутация, поэтому он выберет честную стратегию. В противном случае среди потребителей распространится негативный образ производителя и его доля рынка снизится. Однако множество практических наблюдений и теоретических исследований говорят о том, что механизм репутации работает не всегда. Ему препятствует принципиальная асимметрия информации: покупатель всегда знает о товаре меньше производителя и продавца. Для потребителя покупка всегда лотерея, чаще всего он не знает основных свойств товара, скрытых дефектов, будущего сервиса. Кроме того, репутация в современном мире, где социальные связи все больше заменяются средствами массовой информации, репутация (явление, по сути своей построенное на связях) конструируется пиар-технологиями. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на то, как ловко меняют имидж большие корпорации, как легко они восстают из пепла после крупных провалов.

Во-вторых, и это главное, глупость заключена в подмене этического понятия честности экономическим понятием выгоды. Честность как этическая категория не нуждается в оправдании экономической целесообразностью. От того, что выгоднее обмануть, этическая норма честности не перестанет действовать. Честно поступать нужно, даже если это не выгодно.

Язык – отражение мышления, отражение ментальности, и распространеность таких высказываний сигнализирует о подмене нормальной системы ценностей искаженной, деформированной. Свобода выбора целей в соответствии с этикой подменена морковкой, которую наездник держит перед ослом.

4 comments On Быть честным выгодно?

  • Нда. Непростую ты тему поднял… /морщу лоб/

    Дениска, а ссылка на механизм репутации будет?

  • Хм. Это в книгах. В бумажных. Могу дать ссылки в квадратных скобочках.

    По поиску неплохие вот эти:
    Про информационную асимметрию
    http://en.wikipedia.org/wiki/Information_asymmetry

    Высокоученый обзор про репутацию
    http://www.rhsmith.umd.edu/faculty/cdell/papers/elsevierchapter.pdf.

    Но все-таки это результат размышлений, а не ученых штудий. Экономисты понимают репутацию иначе, чем другие люди. Они даже ввели репутацию в коммерческий оборот, учитывая ее в goodwill (бухгалтер объяснит, что это такое). То есть репутация такой же предмет купли-продажи, как жевательная резинка или правая почка

  • Денис, соглашусь с тобой и по первому и по второму пункту. Что же касается преамбулы, задающей тон обсуждению, очерчивающей проблему и методы ее решения, то тут у меня есть что добавить. Точнее, спросить: кто честен? кому выгодно? По моему опыту, говорящий о выгоде честности чаще всего имеет в виду, что ему самому будет выгодно, если ты, слушающий, или вы, слушающие, будете честны…

    Меня от этого просто тошнит…

  • С другой же стороны, оба эти понятия важны, и мне бы для себя лично хотелось бы понять связь между своей честностью и своей выгодой… Если она существует…

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены