Бизнес-консультанты и дрессировка собаки

Собака с палкой

Общение с бизнес-консультантами напомнило мне эпизод из детства. Как и многие, я пытался дрессировать дворовую собаку. Хотел научить её незамысловатому искусству, приносить мне брошенную палку. Оказалось, что самое трудное было не в том, чтобы научить собаку находить палку, и даже не в том, чтобы убедить её подбирать палку. Самое трудное – дать понять собаке, что палку нужно отдать хозяину. Я долго смешил окружающих, гоняясь за собакой по двору и пытаясь отобрать брошенную минуту назад палку. В свою очередь собака принимала погоню за весёлую игру. Развлекались все, кроме меня. Тогда забрать палку у меня так и не получилось.

В отношениях с консультантом возможны три стратегии. Первую из них – полностью доверить ему одному решение всех проблем – выберет только дурак. Ни один консультант не решит проблем конторы, если руководство само не знает, как их решить. Вторая стратегия – поручить консультанту решить проблему, постоянно контролируя его и отсекая плохие ходы – возможна, но чревата трудным бесконечным поиском и разочарованием в конце пути. Третью стратегию – использование консультанта как инструмента для решения известных руководству проблем по намеченному этим же руководством пути – почти никому не удалось провести. В итоге или консультант оказывается недогадливым, или заказчик недостаточно уверенным, либо они принципиально не способны понять друг друга. Добиться от консультанта, даже знающего, умного и опытного (в своём деле) приемлемого результата бесконечно трудно. Вот и получается, что консультантом – как с собакой: можно кормить его, можно быть к нему привязанным, можно пребывать в иллюзии, что он всё понимает, но добиться, чтобы он приносил палку – нет уж, дудки!

Comments

comments