Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо Автопортрет
Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет. 1575

Джузеппе Арчимбольдо (1526 – 1593). Художник, которого сейчас называют первым сюрреалистом. Прославился необычными для своего времени портретами из предметов. Иногда мне кажется, что он попал туда, в Возрождение, из 1930-х, на машине времени. Специально чтобы стать “Мастером празднеств” при дворе Рудольфа II.

Для воссоздания атмосферы немного Джезуальдо ди Венозо (1566 – 1613) – музыки в духе того времени.

Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь
Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь

Арчимбольдо не просто так оказался при Рудольфе II, который окружил себя в Праге учёными мистиками. Но хочется сказать не о мистике, а об инженере и выдумщике. Арчимбольдо сочинял сценарии празднеств, делал разные штуки для увеселений и механизмы для театральных эффектов. И придумал, в частности, цветовой клавикорд, в котором каждой ноте соответствовал определённый цвет. Вспоминается пианоктейль из “Пены дней” Бориса Виана.

   – Не хочешь ли аперитив? – спросил Колен. – Мой пианоктейль готов, можешь его опробовать.
   – Он работает? – спросил Шик.
   – Отменно. Наладил я его с трудом, но результат превзошел все мои ожидания. Сыграв “Black and Tan Fantasy”, я получил смесь поистине ошеломляющую.
   – Каков твой принцип? – спросил Шик.
   – Каждой ноте, – ответил Колен, – я поставил в соответствие какой-нибудь крепкий напиток, жидкость или ароматическое вещество. Сильная педаль соответствует взбитому яйцу, слабая – льду. Для сельтерской нужна трель в высоком регистре. Количество пропорционально длительности: на учетверенную восьмую приходится шестнадцатая часть единицы, на четверть – единица, на целую ноту – четыре единицы. Когда играется медленный мотив, в действие приводится регистровая система – с тем чтобы не порция увеличивалась – коктейля получилось бы слишком много, – а возрастала крепость напитка. Кроме того, в зависимости от длительности пьесы можно при желании изменять значение единицы, например, уменьшить его в сто раз – с тем чтобы получить напиток, вобравший в себя все гармонии, достигается это побочной регулировкой.
   – Как сложно, – сказал Шик.
   – Все управляется электрическими контактами и реле. Не буду вдаваться в детали, ты все в принципе знаешь. К тому же и на самом фортепьяно действительно можно играть.

Борис Виан. Пена дней

А кому интересно, статья: Татьяна Шовская. Мастер празднеств Джузеппе Арчимбольдо. PDF (266 kb) 

1 comments On Арчимбольдо

  • Яблокова

    Интересная ассоциация с Борисом Вианом -что-то в этом есть… Тоже к Д. Арчимбольдо отношусь как к человеку не своего времени. В Википедии написано, что вероятно был знаком с творчеством Леонардо да Винчи. Спасибо за интересные мысли

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены