Постер фильма Серьёзный человек
Братья Коэны сделали великолепный фильм. Не исключаю, что это проявление хронопского идиотизма, но я в восторге от «Серьёзного человека», он не отпускает меня вторую неделю.
Главный герой – профессор математики в еврейском колледже – странный очкарик с однообразной реакцией и непредсказуемыми поступками. Обстоятельства, главный герой и окружающие его люди наполняют фильм неожиданными резкими поворотами сюжета, чёрным юмором, снами и абсурдом. Причём все эти особенности коэновского стиля сохраняют связь с жизнью, абсурд в фильме является лишь выпячиванием реальности. Всё, что происходит в фильме, происходит и в жизни, но сильно преувеличено. Ни про какое событие нельзя сказать: «Такого не может быть». Ещё как может. И не такое может, особенно с человеком, доведённым до крайности чередой неприятностей. Конечно, то, что происходит с Лари Гопником, может произойти с любым, но смешение древнего мировоззрения евреев с навязчивой реальностью америки 60-х привносит в фильм дополнительный колорит.
Особенность ленты, которую я не сразу заметил, в том, что всё происходящее снято с точки зрения главного героя. То есть не в буквальном смысле его глазами (хотя временами и это так), но с его оценкой происходящего. Получается, что в одном фильме содержится два: один – со стороны главного героя, которому зритель сопреживает, и другой – сверху, взгляд стороннего наблюдателя. Второй фильм пересматривается заново уже в голове, по пути из кинотеатра. Коэны сами «перебрасывают» зрителя на точку зрения человека со стороны в последние минуты фильма. Между прочим, страшнее этих последних минут, в которых, вроде бы, не происходит ничего серьёзного, я до сих пор в кино не видел. После окончания фильма и начинается переоценка всего, что происходило на экране почти два часа – фильм поинтереснее, чем кино на плёнке.
Кстати, о плёнке. Эпоха конца 60-х воссоздана очень хорошо, и сделано это не только благодаря музыке Jefferson Airplane, машинам, очкам и причёскам, но и красиво стилизованному изображению с приглушёнными цветами фотоплёнки того времени. Оператор работал замечательно, компоновка каждого кадра доставляет эстетическое удовольствие. Как хороша и игра актёров (я смотрел фильм с оригинальным звуком и русскими субтитрами).
1 comments On Серёзный человек
Денис, какая радость: какое в нашем стане “любителей Коэнов” компетентное пополнение в твоем лице! Добро пожаловать! Коэны и правда, все лучше и лучше с каждым фильмом. А любимая их тема, как мне кажется, наиболее ясно выражена фразой героя Джона Малковича в фильме “После прочтения сжечь”: в ответ на: “Я здесь не как представитель спортклуба”, – “Я знаю, чей ты представитель, ты представитель окружающего меня маразма”.
А еще страшный (в приятном смысле этого слова) и очень интересный фильм “Старикам тут не место”. Там атмосфера тоже потрясающе передана, и очень хорошая актерская игра.