Пассионарность в организациях

Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями… Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков… Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен “вобрать” энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.д. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему…

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, “быть самими собой”: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается; ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в памятниках культуры и искусства. Но высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить “по инерции”, благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память

Л.Н. Гумилёв. От Руси до России: очерки этнической истории

Не знаю как в истории этносов, а в истории организаций смена фаз хорошо прослеживается. Энергичные и целеустремлённые творцы сменяются сначала инертными исполнителями, а потом субпассионарными потребителями, которые стремятся вытеснить всё нарушающее сытый покой. Трудно только сказать, что нужно для возврата пассионариев. Вероятно, смена поколений членов организации.

3 comments On Пассионарность в организациях

  • Ищите ответ в работе Льва Гумилева “Конец и вновь начало”, там теория пассионарности очень хорошо описана на примере этносов – но для организаций действует, по-моему, также. И, кстати, у Гумилева нет оценки, что пассионарность это однозначно плюс, а субпассионарность минус. Может быть и на развитие организаций следует смотреть также.

  • мне вот что брат недавно в письме сказал:
    “ох будет страшная война скоро…. не хочу быть Шпенглером, но… не дай Бог, конечно”

  • Спасибо за книгу.
    Конечно, механизмы смены одной фазы другой в этносах и в организациях разные. Гумилёв пишет о генетике, а эти процессы работают на поколениях. Суть заметки в аналогии, и дело тут не в собственно механизме, а в законе жизни систем. Развитие циклично, одна фаза сменяется другой, и чем сильнее толчок, тем сильнее маятник качнётся в другую сторону на следующей фазе. Для меня ещё важна была продолжительность фазы обскурации. Как показывает опыт, она довольно устойчива и может продлиться долго. Конечно, и она закончится, и будет новая фаза развития, но не скоро.

Leave a reply:

Your email address will not be published.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Site Footer

Sliding Sidebar

Архив

Copyright © Денис Букин (Некто Лукас), 2007 – 2019. Все права защищены